Гравюра «Слепой продавец лекарства», Аннибале Карраччи

Италия1760 г.

Гравюра «Слепой продавец лекарства» опубликована в книге «Искусство Болоньи». Сюда входила коллекция гравюр по рисункам Аннибале Карраччи (1560–1609 гг.), выдающегося итальянского живописца болонской школы. История происхождения гравюр и первого издания, опубликованного в Риме в 1646 г., хорошо известна искусствоведам и описана в их трудах. Споры об авторстве некоторых до сих пор не решены, но не оставляет сомнения, что рисунок под номером 55 «Слепой продавец лекарства» принадлежит именно Карраччи. Гравёром числится Симон Гийен (1618-1658? гг.), больше известный как скульптор.

В книге «Искусство Болоньи» восемьдесят портретов простолюдинов, занятых торговлей или предлагающих мелкие услуги на улицах Болоньи — родного города Карраччи. Под одной обложкой собраны изображения самых разных ремесленников и мелких торговцев. Все портреты на фоне городского пейзажа выполнены в полный рост. Продавец прялок, лимонов, домашней утвари, вина, торговец хлебом, уличный музыкант, разносчик воды и точильщик ножей, жестянщик и продавец беретов, торговец крысиным ядом. Словом, все, кто обеспечивал жителей необходимыми в быту товарами. Те, кто жили на доход от своей торговли и профессиональной деятельности.

Среди них портрет человека с маленькой овальной коробочкой в левой руке. Это торговец лекарством, припарками от мозолей, как гласит надпись внизу гравюры. Внешне он ничем не отличается от городского люда. Он просто, но хорошо одет. На одежде нет заплаток или дырок, на голове шляпа, а на ногах добротная обувь. Он также как и другие, зарабатывает себе на жизнь продажей товара. И тем не менее, он отличается от других. Этот человек плохо видит. Он частично, а может быть и полностью утратил зрение. Его глаза изображены так, чтобы зритель сразу понял эту особенность. На них нет повязки, они открыты, но не отражают взгляда. Подтверждает его слепоту и то, что в правой руке торговец держит легкую трость. Именно такими пользуются люди с ослабленным зрением, чтобы обходить препятствия. Окончательное подтверждение его физической особенности мы находим в подписи под портретом: сieco dal rimedo per I calli. Сieco (итал.) – слепой.

Инвалидность в Италии XVII в. осознавалась обществом как ущербное состояние. Оно, возможно, вызывало сочувствие частных лиц, но не было обеспечено опекой государства. Физические увечья мешали полному и эффективному участию инвалидов в жизни общества. Без поддержки государства инвалиды старались самостоятельно приспособиться к условиям жизни. Если это удавалось, чаще всего при участии близких они осваивали простые профессии и могли заработать немного денег на собственное содержание.

На портретах книги «Искусство Болоньи» точное изображение труда городских ремесленников и торговцев, полное деталей, среди которых ремесленные орудия труда, товары, животные – всё передано с предельной реалистичностью фоторепортажа о работе на улицах большого города. Вполне вероятно, что Карраччи делал зарисовки с натуры, и перед нами на гравюре под номером 55 портрет реального человека. Вдохновенно работая, художник передал красоту обыденной жизни города, увидев в повседневной работе уличных ремесленников настоящее искусство, что нашло отражение в названии книги. Иногда оно переводится как «Мастера Болоньи».

Зарисовки Каррачи высоко оценены искусствоведами. В 1582 г. Аннибале вместе с братом основали собственную школу. Аннибале принимал активное участие в педагогической и художественной деятельности Болоньи. Вместе с братьями и учениками художник расписал фресками палаццо болонской знати и ряд дворцов в Риме. Предположительно, он делал зарисовки ремесленников Болоньи во время перерывов в работе над большими заказами. Возможно, он намеревался использовать их в качестве учебных пособий для учеников школы. Так была создана серия гравюр, ставших основой книги. Офорт 55 «Слепой продавец лекарства» из первого издания книги «Искусство Болоньи» хранится в коллекции графики Лувра.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 271-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Слепой продавец лекарства» опубликована в книге «Искусство Болоньи». Сюда входила коллекция гравюр по рисункам Аннибале Карраччи (1560–1609 гг.), выдающегося итальянского живописца болонской школы. История происхождения гравюр и первого издания, опубликованного в Риме в 1646 г., хорошо известна искусствоведам и описана в их трудах. Споры об авторстве некоторых до сих пор не решены, но не оставляет сомнения, что рисунок под номером 55 «Слепой продавец лекарства» принадлежит именно Карраччи. Гравёром числится Симон Гийен (1618-1658? гг.), больше известный как скульптор.

В книге «Искусство Болоньи» восемьдесят портретов простолюдинов, занятых торговлей или предлагающих мелкие услуги на улицах Болоньи — родного города Карраччи. Под одной обложкой собраны изображения самых разных ремесленников и мелких торговцев. Все портреты на фоне городского пейзажа выполнены в полный рост. Продавец прялок, лимонов, домашней утвари, вина, торговец хлебом, уличный музыкант, разносчик воды и точильщик ножей, жестянщик и продавец беретов, торговец крысиным ядом. Словом, все, кто обеспечивал жителей необходимыми в быту товарами. Те, кто жили на доход от своей торговли и профессиональной деятельности.

Среди них портрет человека с маленькой овальной коробочкой в левой руке. Это торговец лекарством, припарками от мозолей, как гласит надпись внизу гравюры. Внешне он ничем не отличается от городского люда. Он просто, но хорошо одет. На одежде нет заплаток или дырок, на голове шляпа, а на ногах добротная обувь. Он также как и другие, зарабатывает себе на жизнь продажей товара. И тем не менее, он отличается от других. Этот человек плохо видит. Он частично, а может быть и полностью утратил зрение. Его глаза изображены так, чтобы зритель сразу понял эту особенность. На них нет повязки, они открыты, но не отражают взгляда. Подтверждает его слепоту и то, что в правой руке торговец держит легкую трость. Именно такими пользуются люди с ослабленным зрением, чтобы обходить препятствия. Окончательное подтверждение его физической особенности мы находим в подписи под портретом: сieco dal rimedo per I calli. Сieco (итал.) – слепой.

Инвалидность в Италии XVII в. осознавалась обществом как ущербное состояние. Оно, возможно, вызывало сочувствие частных лиц, но не было обеспечено опекой государства. Физические увечья мешали полному и эффективному участию инвалидов в жизни общества. Без поддержки государства инвалиды старались самостоятельно приспособиться к условиям жизни. Если это удавалось, чаще всего при участии близких они осваивали простые профессии и могли заработать немного денег на собственное содержание.

На портретах книги «Искусство Болоньи» точное изображение труда городских ремесленников и торговцев, полное деталей, среди которых ремесленные орудия труда, товары, животные – всё передано с предельной реалистичностью фоторепортажа о работе на улицах большого города. Вполне вероятно, что Карраччи делал зарисовки с натуры, и перед нами на гравюре под номером 55 портрет реального человека. Вдохновенно работая, художник передал красоту обыденной жизни города, увидев в повседневной работе уличных ремесленников настоящее искусство, что нашло отражение в названии книги. Иногда оно переводится как «Мастера Болоньи».

Зарисовки Каррачи высоко оценены искусствоведами. В 1582 г. Аннибале вместе с братом основали собственную школу. Аннибале принимал активное участие в педагогической и художественной деятельности Болоньи. Вместе с братьями и учениками художник расписал фресками палаццо болонской знати и ряд дворцов в Риме. Предположительно, он делал зарисовки ремесленников Болоньи во время перерывов в работе над большими заказами. Возможно, он намеревался использовать их в качестве учебных пособий для учеников школы. Так была создана серия гравюр, ставших основой книги. Офорт 55 «Слепой продавец лекарства» из первого издания книги «Искусство Болоньи» хранится в коллекции графики Лувра.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 271-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: