Офорт Жака Калло «Горбун с костылем»

Франция1622 г.

Офорт Жака Калло (1592-1635 гг.) «Горбун с костылем» (9 х 11 см) относится к серии «Gobbi» («Горбуны»). Такое изображение маленького покалеченного человека было новым для своего времени. Конечно, увечные персонажи появлялись в живописи и до Калло, но всегда в рамках заданной программы религиозного, аллегорического или нравоучительного содержания. И уж тем более они не рассматривались в качестве самостоятельного персонажа.

Перед нами одинокий герой, поданный несколько театрально. Благодаря низкому ракурсу мы смотрим на него как будто из зрительного зала на сцену. Судя по внешнему виду, перед нами, возможно, шут. Качество его одежды вполне удовлетворительное, по крайне мере – никаких нищенских лохмотьев.

А как же сам художник оценивал своего персонажа? В общем-то беспристрастно. Со стороны Калло нет сопереживания, он скорее сторонний наблюдатель. Однако и это уже шаг самого художника в сторону гуманизации оценочного взгляда на инвалидность. Потому как в социальном плане покалеченные люди все еще оставались изгоями. А изобразительное искусство изобиловало примерами, когда образ калеки становился метафорой греха. Это было то общество, в котором существовала страшная практика калечить детей, искусственно создавая горбунов и карликов для потехи аристократии.

Да, образ «Gobbi» гротесковый, однако совсем не демонизированный. Более того, остальные герои серии — откровенно комичные персонажи.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 127-3

Офорт Жака Калло (1592-1635 гг.) «Горбун с костылем» (9 х 11 см) относится к серии «Gobbi» («Горбуны»). Такое изображение маленького покалеченного человека было новым для своего времени. Конечно, увечные персонажи появлялись в живописи и до Калло, но всегда в рамках заданной программы религиозного, аллегорического или нравоучительного содержания. И уж тем более они не рассматривались в качестве самостоятельного персонажа.

Перед нами одинокий герой, поданный несколько театрально. Благодаря низкому ракурсу мы смотрим на него как будто из зрительного зала на сцену. Судя по внешнему виду, перед нами, возможно, шут. Качество его одежды вполне удовлетворительное, по крайне мере – никаких нищенских лохмотьев.

А как же сам художник оценивал своего персонажа? В общем-то беспристрастно. Со стороны Калло нет сопереживания, он скорее сторонний наблюдатель. Однако и это уже шаг самого художника в сторону гуманизации оценочного взгляда на инвалидность. Потому как в социальном плане покалеченные люди все еще оставались изгоями. А изобразительное искусство изобиловало примерами, когда образ калеки становился метафорой греха. Это было то общество, в котором существовала страшная практика калечить детей, искусственно создавая горбунов и карликов для потехи аристократии.

Да, образ «Gobbi» гротесковый, однако совсем не демонизированный. Более того, остальные герои серии — откровенно комичные персонажи.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 127-3