Игла для вышивания по бархату производства львовской артели инвалидов

СССРXX век

Игла для вышивки по бархату, на упаковке есть надписи: «Голка для вишивання пiд бархат»; «Артiль iнвалiдiв «Металлiст» — н. Лвiв»; «Львiвский Облпромрада».

Родиной бархата принято считать Италию. В ней в XIII веке была учреждена специальная гильдия производителей бархатного полотна. Изначально бархат могли себе позволить лишь богатые и знатные люди в силу его дороговизны. В России же бархат первоначально использовали для создания «Бархатной книги». В нее записывали древние дворянские роды во время правления Алексея Михайловича Романова. Для декорирования царских помещений использовали бархат красного цвета и его оттенков. Русские императрицы изображены на портретах в мантии и нарядах из бархата, причем трон также был обтянут бархатным полотном.

Вскоре после введения НЭПа, ещё во время Гражданской войны – 8 декабря 1921 г. – Совет народных комиссаров одобрил создание ВИКО, что позволило трудоустроить ряд инвалидов (в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в специально созданные артели. В большинстве своем это были мужчины, вернувшиеся с Гражданской войны, – победители, энтузиасты, готовые строить новую жизнь. Несмотря на полученные увечья, все они хотели нормально жить и работать – создавать семьи, растить детей.
Подобные предприятия-артели могли создавать в том числе высокотехнологичную технику на уровне передовых производств Европы. Так, ленинградскими артелями во времена ВОВ производился пистолет-пулемёт Судаева, а специализированный артель «Радист» производил современное радиооборудование.

ВИКО было создано на средства самих инвалидов и управлялось пайщиками на демократической основе. Артели ВИКО существовали на полном хозрасчете: на все свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства ограничивалась лишь налоговыми льготами. В декабре 1939 г. ВИКО переименовали во «Всекоопинсоюз».
К концу 50-х годов в России в рамках Промкооперации еще существовало 4252 инвалидных артели, а число работающих инвалидов превышало 220 тыс. человек. В 1960 г. объем валовой продукции этих артелей достиг 22 млрд. руб.

После перевода большинства артелей под прямое управление государства, производства, где были заняты инвалиды, столкнулись с возрастающей плановой нагрузкой, переводом многих работников в категорию «нетрудоспособных» и иными сложностями. Тем не менее, до самого конца СССР предприятия с участием труда инвалидов сохранялись и были широко представлены в номенклатуре производимых товаров.

В коллекции «Витрины истории» находятся такие примеры промышленного производства артелей, как кинопроектор «Огонёк» или сигнально-отличительный корабельный фонарь. Это позволяет сделать вывод о том, что артели инвалидов в СССР производили конкурентную продукцию наравне с предприятиями, в которых работали люди без инвалидности.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 844-3

Игла для вышивки по бархату, на упаковке есть надписи: «Голка для вишивання пiд бархат»; «Артiль iнвалiдiв «Металлiст» — н. Лвiв»; «Львiвский Облпромрада».

Родиной бархата принято считать Италию. В ней в XIII веке была учреждена специальная гильдия производителей бархатного полотна. Изначально бархат могли себе позволить лишь богатые и знатные люди в силу его дороговизны. В России же бархат первоначально использовали для создания «Бархатной книги». В нее записывали древние дворянские роды во время правления Алексея Михайловича Романова. Для декорирования царских помещений использовали бархат красного цвета и его оттенков. Русские императрицы изображены на портретах в мантии и нарядах из бархата, причем трон также был обтянут бархатным полотном.

Вскоре после введения НЭПа, ещё во время Гражданской войны – 8 декабря 1921 г. – Совет народных комиссаров одобрил создание ВИКО, что позволило трудоустроить ряд инвалидов (в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в специально созданные артели. В большинстве своем это были мужчины, вернувшиеся с Гражданской войны, – победители, энтузиасты, готовые строить новую жизнь. Несмотря на полученные увечья, все они хотели нормально жить и работать – создавать семьи, растить детей.
Подобные предприятия-артели могли создавать в том числе высокотехнологичную технику на уровне передовых производств Европы. Так, ленинградскими артелями во времена ВОВ производился пистолет-пулемёт Судаева, а специализированный артель «Радист» производил современное радиооборудование.

ВИКО было создано на средства самих инвалидов и управлялось пайщиками на демократической основе. Артели ВИКО существовали на полном хозрасчете: на все свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства ограничивалась лишь налоговыми льготами. В декабре 1939 г. ВИКО переименовали во «Всекоопинсоюз».
К концу 50-х годов в России в рамках Промкооперации еще существовало 4252 инвалидных артели, а число работающих инвалидов превышало 220 тыс. человек. В 1960 г. объем валовой продукции этих артелей достиг 22 млрд. руб.

После перевода большинства артелей под прямое управление государства, производства, где были заняты инвалиды, столкнулись с возрастающей плановой нагрузкой, переводом многих работников в категорию «нетрудоспособных» и иными сложностями. Тем не менее, до самого конца СССР предприятия с участием труда инвалидов сохранялись и были широко представлены в номенклатуре производимых товаров.

В коллекции «Витрины истории» находятся такие примеры промышленного производства артелей, как кинопроектор «Огонёк» или сигнально-отличительный корабельный фонарь. Это позволяет сделать вывод о том, что артели инвалидов в СССР производили конкурентную продукцию наравне с предприятиями, в которых работали люди без инвалидности.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 844-3