Фотопортрет художницы Екатерины Александровны Якимовской

Российская империя1910 г.

Фотопортрет художницы Екатерины Александровны Якимовской (24 марта 1895 — 1970 гг.) — это ее единственное известное изображение. Работы Якимовской находятся в крупнейших музеях мира: Эрмитаж и Британский музей. А их аукционная стоимость достигает десятки тысяч долларов. Например, фарфоровую тарелку в 2020 г. аукцион Christie’s продал за £ 275 000.

С открытки на нас смотрит очаровательная и по-взрослому серьезная девочка. Фотопортрет будущей художницы был сделан в дорогом и очень известном фотоателье «П. Жуков и К. Шапиро». Клиентами Константина Шапиро были Великие князья и почти вся столичная интеллигенция, в частности И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и А.П. Чехов. В 1900 г. его преемником стал племянник Павел Жуков. После 1917 г. Жуков успешно продолжил сотрудничать с властью, но уже революционной, фотографируя большевистских деятелей во главе с Лениным.

Семья Якимовских была состоятельной. Отец, Александр Капитонович Якимовский — крупный лесопромышленник. Кроме того, им принадлежала огромная квартира в Санкт-Петербурге на улице Пушкинская, 17. В 1904 г. маленькая Екатерина поступила в Санкт-Петербургское Училище глухонемых, где проучилась до 1913 г. На период её обучения пришёлся 100-летний юбилей училища. В одном из юбилейных альбомов и обнаружилась в результате фотография девочки.

Художественные навыки Екатерина получила в училище глухонемых. Стоит отметить, что основательница училища императрица Мария Фёдоровна уделяла особое внимание творческим способностям учеников. В 1915 г. Якимовская поступила в школу Общества поощрения художеств, где в это время директорствовал Н.К. Рерих. Там она обучалась живописи по фарфору и керамике. С началом революции Екатерина Якимовская оказывается среди 25 учеников в живописном цехе училища барона Штиглица (позднее известное как «Мухинское училище»). А с 1919 г. работала художником на Государственном фарфоровом заводе (с самого начала и сейчас — «Императорский»).

Екатерина Александровна создавала так называемый «Агитационный фарфор», используя образы пролетариата, советскую эмблематику и революционные лозунги. При этом в работу шло оставшееся «белье» (готовые нерасписанные фарфоровые формы) императорского времени. Изделия в результате носили практически штучный характер. Стоит отметить, что к росписям вручную привлекались Малевич, Кандинский, Кустодиев, Петров-Водкин. Художественный уровень и малотиражность работ диктуют сейчас высокую стоимость «агитационного фарфора».

В 20-х гг. советская власть вспомнила о непролетарском происхождении семьи. Члены семьи, в том числе отец, были арестованы. А в 1924 г. арестовали и всё имущество Якимовских. В результате Екатерину уволили с фарфорового завода. Она так и осталась жить в Ленинграде на Пушкинской, 17. Только теперь семья ютилась в одной маленькой комнате. Похоронена художница на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 456-1.2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Фотопортрет художницы Екатерины Александровны Якимовской (24 марта 1895 — 1970 гг.) — это ее единственное известное изображение. Работы Якимовской находятся в крупнейших музеях мира: Эрмитаж и Британский музей. А их аукционная стоимость достигает десятки тысяч долларов. Например, фарфоровую тарелку в 2020 г. аукцион Christie’s продал за £ 275 000.

С открытки на нас смотрит очаровательная и по-взрослому серьезная девочка. Фотопортрет будущей художницы был сделан в дорогом и очень известном фотоателье «П. Жуков и К. Шапиро». Клиентами Константина Шапиро были Великие князья и почти вся столичная интеллигенция, в частности И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и А.П. Чехов. В 1900 г. его преемником стал племянник Павел Жуков. После 1917 г. Жуков успешно продолжил сотрудничать с властью, но уже революционной, фотографируя большевистских деятелей во главе с Лениным.

Семья Якимовских была состоятельной. Отец, Александр Капитонович Якимовский — крупный лесопромышленник. Кроме того, им принадлежала огромная квартира в Санкт-Петербурге на улице Пушкинская, 17. В 1904 г. маленькая Екатерина поступила в Санкт-Петербургское Училище глухонемых, где проучилась до 1913 г. На период её обучения пришёлся 100-летний юбилей училища. В одном из юбилейных альбомов и обнаружилась в результате фотография девочки.

Художественные навыки Екатерина получила в училище глухонемых. Стоит отметить, что основательница училища императрица Мария Фёдоровна уделяла особое внимание творческим способностям учеников. В 1915 г. Якимовская поступила в школу Общества поощрения художеств, где в это время директорствовал Н.К. Рерих. Там она обучалась живописи по фарфору и керамике. С началом революции Екатерина Якимовская оказывается среди 25 учеников в живописном цехе училища барона Штиглица (позднее известное как «Мухинское училище»). А с 1919 г. работала художником на Государственном фарфоровом заводе (с самого начала и сейчас — «Императорский»).

Екатерина Александровна создавала так называемый «Агитационный фарфор», используя образы пролетариата, советскую эмблематику и революционные лозунги. При этом в работу шло оставшееся «белье» (готовые нерасписанные фарфоровые формы) императорского времени. Изделия в результате носили практически штучный характер. Стоит отметить, что к росписям вручную привлекались Малевич, Кандинский, Кустодиев, Петров-Водкин. Художественный уровень и малотиражность работ диктуют сейчас высокую стоимость «агитационного фарфора».

В 20-х гг. советская власть вспомнила о непролетарском происхождении семьи. Члены семьи, в том числе отец, были арестованы. А в 1924 г. арестовали и всё имущество Якимовских. В результате Екатерину уволили с фарфорового завода. Она так и осталась жить в Ленинграде на Пушкинской, 17. Только теперь семья ютилась в одной маленькой комнате. Похоронена художница на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 456-1.2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: