Опустошающая Европу эпидемия чумы отразилась в изобразительном искусстве различными аллегориями на тему бренности бытия. Так и зародились многочисленные варианты «Танца смерти». Несмотря на мрачность образов, идея такого цикла изображений оказалась весьма привлекательной для зрителя. Веселящаяся и танцующая смерть тащит за собой знать и духовенство, богатых и бедных, молодых и старых, рыцарей и калек. Кем бы ты ни был при жизни, перед лицом смерти все равны.
Гравюра «Слепой и смерть» (10,5 х 11,5 см) относится к базельскому варианту «Танца смерти». На кладбищенской стене в Базеле размещалась фреска длиной 60 м с 39 танцующими парами. Фреска была создана в 1440 г. и разрушена вместе со стеной в 1805 г. За всё это время были выполнены многочисленные повторения сцен «Танца» в гравюрах. Причём изображения стали дополняться сопроводительными текстами. Авторство первых гравюр на меди, изданных в 1616 г., принадлежит Маттеусу Мериану. Позднее Жак-Энтони Шовен (1720 — 1776 гг.) сделал копии медных пластин Мериана и в 1744 г. снова опубликовал «Танец смерти».
Гравюра «Слепой и смерть» принадлежит изданию Шовена. Смерть обрезает шнурок собаки-поводыря. И вот уже беспомощный слепой человек готов упасть в могилу. Между слепым и смертью происходит диалог.
Смерть:
«Я отрезала поводок, ты остался без помощи,
Будь осторожен, иначе ты упадёшь в могилу,
Бедный старый слепой человек,
Одетый в рваную и старую одежду».
Слепец:
«Я бедный слепой,
Голодный, без куска хлеба,
И шага ступить не могу без собаки,
Вот, слава Богу, и мой час настал».
Вероятно, к работам Шовена относится и ещё одна танцующая пара — «Калека и смерть» из нашей коллекции.
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 275-2