Типографское клише для репринтного издания книги Амбруаза Паре

ЕвропаВторая пол. XIX в.

Цинковое типографское клише (11 х 14 см) зеркально повторяет иллюстрацию со стр. 494 книги «Работы по хирургии Амбруаза Паре, первого хирурга французского короля», изданной на латинском языке в 1612 г. Паре (1510 — 1590 гг.) применял передовые для своего времени способы лечения огнестрельных ранений: он перевязывал кровеносные сосуды при операциях, а не прижигал их. При обработке ран врач опять же исключал прижигание, используя антисептические мази со скипидаром. Паре так же предлагал использовать протезы взамен утраченных органов.

Типографское клише как раз воспроизводит гравюру с изображением двух протезов руки. Надпись над верхнем рисунком гласит: «Внешняя форма протеза и способ крепления к руке или рукаву камзола» («Monstrat sequens figura externam manum factitiam, quaque ipsam liceat brachio vel manica thoracis adnectere»). Нижний рисунок иллюстрирует конструкцию железного предплечья (factitij ferrei brachij de formatio).

Между тем, труды хирурга были популярны на протяжении нескольких столетий. Книги издавались на латинском, французском, английском и нидерландском языках. Как следствие, в 1840 г. хирург Жозеф Франсуа Мальгэнь адаптировал для своих современников труды Парэ, издав его полное собрание сочинений.

Примечательно, что типографское клише из нашего собрания воспроизводит книгу на латинском языке, в которой используется стиль шрифта 16 в. Можно предположить, что для второй половины XIX в. массовое воспроизведение труда Паре в таком виде было уже неактуально. Вероятно пластина изготавливалась для репринтного издания, напечатанного в технике цинкографии. В этой технике фотонегатив оригинального изображения переносился на покрытую сверхчувствительным слоем цинковую пластину. Далее поверхность пластины подвергалась кислотному травлению. В результате чего эта техника позволяла полностью копировать изображение с возможностью изменять его размер. Изображение на нашей пластине меньше оригинала раза в полтора.

В технике ксилографии, гравюра на дереве, печатались иллюстрации в оригинальных трудах французского врача. Как и цинкография, обе техники относятся к высокой печати, где печатающие элементы выполнены в рельефе. Так что печать на цинке органично воспроизводит печатную технику ранних изданий. Пластина крепилась к деревянной доске, с которой и производилась печать.

В нашем собрании так же представлены гравюры из книги Паре 1858 г. На одной воспроизводится проект железного предплечья с демонстрацией его функциональных возможностей. На другой — внешний вид протеза и его механическая конструкция. Стоит отметить, что все изображения скомпонованы иначе, чем на цинковой пластине. Для разных изданий книг Паре характерны композиционные и смысловые различия в компоновке гравюр и текста. А следовательно, изобразительный печатный источник для данного клише можно хорошо проследить.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 14-3

Цинковое типографское клише (11 х 14 см) зеркально повторяет иллюстрацию со стр. 494 книги «Работы по хирургии Амбруаза Паре, первого хирурга французского короля», изданной на латинском языке в 1612 г. Паре (1510 — 1590 гг.) применял передовые для своего времени способы лечения огнестрельных ранений: он перевязывал кровеносные сосуды при операциях, а не прижигал их. При обработке ран врач опять же исключал прижигание, используя антисептические мази со скипидаром. Паре так же предлагал использовать протезы взамен утраченных органов.

Типографское клише как раз воспроизводит гравюру с изображением двух протезов руки. Надпись над верхнем рисунком гласит: «Внешняя форма протеза и способ крепления к руке или рукаву камзола» («Monstrat sequens figura externam manum factitiam, quaque ipsam liceat brachio vel manica thoracis adnectere»). Нижний рисунок иллюстрирует конструкцию железного предплечья (factitij ferrei brachij de formatio).

Между тем, труды хирурга были популярны на протяжении нескольких столетий. Книги издавались на латинском, французском, английском и нидерландском языках. Как следствие, в 1840 г. хирург Жозеф Франсуа Мальгэнь адаптировал для своих современников труды Парэ, издав его полное собрание сочинений.

Примечательно, что типографское клише из нашего собрания воспроизводит книгу на латинском языке, в которой используется стиль шрифта 16 в. Можно предположить, что для второй половины XIX в. массовое воспроизведение труда Паре в таком виде было уже неактуально. Вероятно пластина изготавливалась для репринтного издания, напечатанного в технике цинкографии. В этой технике фотонегатив оригинального изображения переносился на покрытую сверхчувствительным слоем цинковую пластину. Далее поверхность пластины подвергалась кислотному травлению. В результате чего эта техника позволяла полностью копировать изображение с возможностью изменять его размер. Изображение на нашей пластине меньше оригинала раза в полтора.

В технике ксилографии, гравюра на дереве, печатались иллюстрации в оригинальных трудах французского врача. Как и цинкография, обе техники относятся к высокой печати, где печатающие элементы выполнены в рельефе. Так что печать на цинке органично воспроизводит печатную технику ранних изданий. Пластина крепилась к деревянной доске, с которой и производилась печать.

В нашем собрании так же представлены гравюры из книги Паре 1858 г. На одной воспроизводится проект железного предплечья с демонстрацией его функциональных возможностей. На другой — внешний вид протеза и его механическая конструкция. Стоит отметить, что все изображения скомпонованы иначе, чем на цинковой пластине. Для разных изданий книг Паре характерны композиционные и смысловые различия в компоновке гравюр и текста. А следовательно, изобразительный печатный источник для данного клише можно хорошо проследить.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 14-3