Гравированный лист «Механический протез кисти» из книги Амбруаза Паре

Франция1628 г.

Гравированный лист «Механический протез кисти» (17,5 x 29,5 см) происходит из фундаментального труда «Работы Амбруаза Паре, разделённые на двадцать восемь книг с рисунками и портретами по анатомии, хирургическим инструментам, а также по нескольким необычным существам, рассмотренным и дополненным автором». Эта книга была переведена на латинский, английский и нидерландский языки. Примечательно то, что для XVI в. главным языком медицинских трактатов была латынь. Но издание Паре впервые вышло сразу на французском в 1579 г. А наша гравюра относится к более позднему французскому изданию 1628 г.

Дело в том, что Паре был протестантом и латинским языком не владел. Во Франции, охваченной конфликтом между католиками и гугенотами, положение Паре было небезопасным. Его спасла должность королевского хирурга. Во время резни, устроенной католиками в Варфоломеевскую ночь, король Карл IX лично спрятал его.

Амбруаз Паре (1510-1590 гг.) – знаковая фигура эпохи Возрождения. Для людей Ренессанса характерна поразительная универсальность в таких разных, казалось бы, областях, как наука и искусство. Всеохватность в процессе познания порождала выдающиеся практические результаты. Анатом, военный хирург, изобретатель и иллюстратор Амбруаз Паре стал автором передовых для своего времени работ по хирургии и акушерству.

Высокая оценка деятельности Паре была не случайна. Он разработал новый способ лечения ран. Традиционное прижигание он заменил на дезинфицирующую обработку скипидаром. Такое решение было намного эффективнее и не вызывало болевого шока. Для остановки кровотечения хирург стал использовать перевязку артерий. Паре обратился и к довольно странному методу лечения ран с помощью личинок зеленых мух. Возможно, сам процесс и выглядел жутковато, но эти личинки поедали только некротическую ткань, обеззараживая при этом здоровую и стимулируя образование рубцов.

В силу того, что основным занятием военного хирурга была ампутация, Паре задумался над формированием культи для возможного ношения протеза. Врач заметил, что помимо физической боли, ампутанты испытывают и моральные страдания от потери конечностей. Он начал конструировать протезы. Для Паре было важно, чтобы антропоморфная конечность могла функционировать. На гравюре представлен протез кисти. Для рыцаря в доспехах такой протез внешне ничем не отличался от руки или ноги, закованных в латы. Внутренний механизм, подобный часовому, предполагал подвижность сочленений и шарниров посредством рычагов, пружин, шестерёнок и шкива. По свидетельству современников, такая искусственная рука хорошо удерживала поводья лошади.

На оборотной стороне листа изображена конструкция на подобии современного тутора голеностопа.

В коллекции присутствует ещё один лист из книги Паре с описанием и схемой протеза предплечья. Механизм схож с конструкцией рыцарского доспеха.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9705
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравированный лист «Механический протез кисти» (17,5 x 29,5 см) происходит из фундаментального труда «Работы Амбруаза Паре, разделённые на двадцать восемь книг с рисунками и портретами по анатомии, хирургическим инструментам, а также по нескольким необычным существам, рассмотренным и дополненным автором». Эта книга была переведена на латинский, английский и нидерландский языки. Примечательно то, что для XVI в. главным языком медицинских трактатов была латынь. Но издание Паре впервые вышло сразу на французском в 1579 г. А наша гравюра относится к более позднему французскому изданию 1628 г.

Дело в том, что Паре был протестантом и латинским языком не владел. Во Франции, охваченной конфликтом между католиками и гугенотами, положение Паре было небезопасным. Его спасла должность королевского хирурга. Во время резни, устроенной католиками в Варфоломеевскую ночь, король Карл IX лично спрятал его.

Амбруаз Паре (1510-1590 гг.) – знаковая фигура эпохи Возрождения. Для людей Ренессанса характерна поразительная универсальность в таких разных, казалось бы, областях, как наука и искусство. Всеохватность в процессе познания порождала выдающиеся практические результаты. Анатом, военный хирург, изобретатель и иллюстратор Амбруаз Паре стал автором передовых для своего времени работ по хирургии и акушерству.

Высокая оценка деятельности Паре была не случайна. Он разработал новый способ лечения ран. Традиционное прижигание он заменил на дезинфицирующую обработку скипидаром. Такое решение было намного эффективнее и не вызывало болевого шока. Для остановки кровотечения хирург стал использовать перевязку артерий. Паре обратился и к довольно странному методу лечения ран с помощью личинок зеленых мух. Возможно, сам процесс и выглядел жутковато, но эти личинки поедали только некротическую ткань, обеззараживая при этом здоровую и стимулируя образование рубцов.

В силу того, что основным занятием военного хирурга была ампутация, Паре задумался над формированием культи для возможного ношения протеза. Врач заметил, что помимо физической боли, ампутанты испытывают и моральные страдания от потери конечностей. Он начал конструировать протезы. Для Паре было важно, чтобы антропоморфная конечность могла функционировать. На гравюре представлен протез кисти. Для рыцаря в доспехах такой протез внешне ничем не отличался от руки или ноги, закованных в латы. Внутренний механизм, подобный часовому, предполагал подвижность сочленений и шарниров посредством рычагов, пружин, шестерёнок и шкива. По свидетельству современников, такая искусственная рука хорошо удерживала поводья лошади.

На оборотной стороне листа изображена конструкция на подобии современного тутора голеностопа.

В коллекции присутствует ещё один лист из книги Паре с описанием и схемой протеза предплечья. Механизм схож с конструкцией рыцарского доспеха.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9705
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: