Литография «Гёц фон Берлихинген с железной рукой»

Германия1850-е гг.

Литография «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (16 x 22 см) — работа немецкого гравёра Иоанна Леонарда Аппольда (Johann Leonhard Appold, 1809-1858 гг.). Изображённый человек — идеальный герой эпохи романтизма.

Готфрид фон Берлихинген (1480-1562 гг.) был неординарным человеком. Воспитанный в рыцарских традициях отцом и дядей, он в 15 лет связал свою жизнь с военным делом. Берлихинген сражался в многочисленных междоусобных войнах раздробленной Германии. Дважды участвовал в Великой крестьянской войне. Побывал в заключении, воевал с войсками Швабского союза, турками и французами. Дожил до 82 лет, что по тем временам и его образе жизни было удивительным. Умер в своем имении.

После 60-ти лет он жил уединённо и только изредка участвовал в боях. Это позволило ему создать интересные мемуары, вдохновлявшие литераторов, художников и поэтов последующих поколений на создание разного рода произведений.

О Готфриде фон Берлихингене слагались легенды, его имя было окутано мистикой. Причина этого в его боевом духе и необычной правой руке. Именно благодаря ей он получил прозвище Гёц Железная рука. Действительно, правая рука рыцаря от предплечья и ниже была железным протезом.

Берлихинген перенёс ампутацию вследствие полученной в бою травмы. Это случилась в 1504 г. при осаде Ландсхута. Тогда он сражался на стороне Альберта IV, герцога Баварского. Гёцу было всего 24 года.

В ту эпоху распространённого рубящего оружия подобные увечья были не редки. Чаще всего воины, перенёсшие хирургическую ампутацию, доживали свой век в родовых поместьях. Тем самым они лишались привычного образа жизни вдали от политических и военных событий. Но Готфрид фон Берлихинген иначе распорядился своей судьбой.

Не впадая в унынье, он заказал оружейникам протез. Его заказ был выполнен довольно быстро. Какое-то время он носил выполненное ими изделие. Это была железная рука. Чтобы приблизить её внешне к настоящей, были нанесены рисунки линий на сгибах пальцев, абрис ногтей. Однако протез был недостаточно технологичен и не позволял Гёцу выполнять все те движения, которые нужны были ему в ходе боя.

Первые протезы  появились давно. Археологи находят египетские мумии с деревянными конечностями и пальцами. В античности стали использовать железо, а протезы с подвижными компонентами были изобретены только в  XV в. Вначале это был один блок с пальцем, который можно было перемещать в основании. Примерно таким оружейники сделали протез Берлихингена. Два шарнира в верхней части ладони позволяли сводить четыре крючкообразных пальца внутрь для удерживания меча, но это было пределом движения.

Прошло некоторое время, прежде чем был изготовлен другой, более технологичный протез. Уже появлялись изделия с блоками указательного и среднего пальцев, а также безымянного и мизинца. Но даже на их фоне железная рука рыцаря Готфрида фон Берлихингена стала выдающимся изобретением. Пальцы его протеза были подвижны во всех суставах. Рыцарь мог держать меч и даже управлять лошадью. Он и мемуары писал правой рукой при помощи протеза.

Новый протез состоял более чем из двухсот отдельных деталей с механизмом внутри кисти. Запястье проворачивалось ладонью вверх и вниз. Похожий на крюк большой палец был неподвижен, а другие четыре приспособлены для попарного движения. Каждая пара пальцев могла последовательно закрепляться в различных положениях, что давало возможность прекрасно управляться с предметами. Достигалось это с помощью рычажка, расположенного на запястье.

К культе протез крепился при помощи трубчатой шины из двух размыкающихся половин, соединённых шарниром и застёгивающихся при помощи двух кожаных ремней с пряжками.

Система протеза управлялась левой рукой. На запястной части были кнопки для управления пальцами. Они и регулировали наклон кисти. Сгибать пальцы и поворачивать кисть приходилось вручную. Чтобы заставить их разогнуться, нужно было нажать на соответствующую кнопку.

Несмотря на сложность управления, протез позволял Гёцу участвовать в бою и побеждать противников за счёт технологичности «железной руки», большой физической силы Гёца и его упорства.

Ходили многочисленные слухи о железной руке Гёца, они были полны мистификаций. Железную руку наделяли свойствами живого существа. Говорили, что ночью она покидает хозяина, но всегда возвращается, что она защищает его от всех бед, но избавиться от неё нельзя.

Распространение легенд является показателем сохранения в обществе пережитков мифического сознания, но никак не связано с отношением общества, не склонного к сентиментальности, к инвалидности. Для социальной жизни Гёца была важна не столько слава, сколько поддержка верных ему людей и друзей. Именно они признали его своим предводителем и после потери руки. Без них его судьба сложилась бы иначе.

Сейчас обе железные руки, предположительно принадлежавшие рыцарю, хранятся в музее — замке Ягстхаузен в Германии. А в нашей коллекции находится изображение подобного железного протеза, выполненное знаменитым хирургом XVI в. Амбруазом Паре.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9706
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Литография «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (16 x 22 см) — работа немецкого гравёра Иоанна Леонарда Аппольда (Johann Leonhard Appold, 1809-1858 гг.). Изображённый человек — идеальный герой эпохи романтизма.

Готфрид фон Берлихинген (1480-1562 гг.) был неординарным человеком. Воспитанный в рыцарских традициях отцом и дядей, он в 15 лет связал свою жизнь с военным делом. Берлихинген сражался в многочисленных междоусобных войнах раздробленной Германии. Дважды участвовал в Великой крестьянской войне. Побывал в заключении, воевал с войсками Швабского союза, турками и французами. Дожил до 82 лет, что по тем временам и его образе жизни было удивительным. Умер в своем имении.

После 60-ти лет он жил уединённо и только изредка участвовал в боях. Это позволило ему создать интересные мемуары, вдохновлявшие литераторов, художников и поэтов последующих поколений на создание разного рода произведений.

О Готфриде фон Берлихингене слагались легенды, его имя было окутано мистикой. Причина этого в его боевом духе и необычной правой руке. Именно благодаря ей он получил прозвище Гёц Железная рука. Действительно, правая рука рыцаря от предплечья и ниже была железным протезом.

Берлихинген перенёс ампутацию вследствие полученной в бою травмы. Это случилась в 1504 г. при осаде Ландсхута. Тогда он сражался на стороне Альберта IV, герцога Баварского. Гёцу было всего 24 года.

В ту эпоху распространённого рубящего оружия подобные увечья были не редки. Чаще всего воины, перенёсшие хирургическую ампутацию, доживали свой век в родовых поместьях. Тем самым они лишались привычного образа жизни вдали от политических и военных событий. Но Готфрид фон Берлихинген иначе распорядился своей судьбой.

Не впадая в унынье, он заказал оружейникам протез. Его заказ был выполнен довольно быстро. Какое-то время он носил выполненное ими изделие. Это была железная рука. Чтобы приблизить её внешне к настоящей, были нанесены рисунки линий на сгибах пальцев, абрис ногтей. Однако протез был недостаточно технологичен и не позволял Гёцу выполнять все те движения, которые нужны были ему в ходе боя.

Первые протезы  появились давно. Археологи находят египетские мумии с деревянными конечностями и пальцами. В античности стали использовать железо, а протезы с подвижными компонентами были изобретены только в  XV в. Вначале это был один блок с пальцем, который можно было перемещать в основании. Примерно таким оружейники сделали протез Берлихингена. Два шарнира в верхней части ладони позволяли сводить четыре крючкообразных пальца внутрь для удерживания меча, но это было пределом движения.

Прошло некоторое время, прежде чем был изготовлен другой, более технологичный протез. Уже появлялись изделия с блоками указательного и среднего пальцев, а также безымянного и мизинца. Но даже на их фоне железная рука рыцаря Готфрида фон Берлихингена стала выдающимся изобретением. Пальцы его протеза были подвижны во всех суставах. Рыцарь мог держать меч и даже управлять лошадью. Он и мемуары писал правой рукой при помощи протеза.

Новый протез состоял более чем из двухсот отдельных деталей с механизмом внутри кисти. Запястье проворачивалось ладонью вверх и вниз. Похожий на крюк большой палец был неподвижен, а другие четыре приспособлены для попарного движения. Каждая пара пальцев могла последовательно закрепляться в различных положениях, что давало возможность прекрасно управляться с предметами. Достигалось это с помощью рычажка, расположенного на запястье.

К культе протез крепился при помощи трубчатой шины из двух размыкающихся половин, соединённых шарниром и застёгивающихся при помощи двух кожаных ремней с пряжками.

Система протеза управлялась левой рукой. На запястной части были кнопки для управления пальцами. Они и регулировали наклон кисти. Сгибать пальцы и поворачивать кисть приходилось вручную. Чтобы заставить их разогнуться, нужно было нажать на соответствующую кнопку.

Несмотря на сложность управления, протез позволял Гёцу участвовать в бою и побеждать противников за счёт технологичности «железной руки», большой физической силы Гёца и его упорства.

Ходили многочисленные слухи о железной руке Гёца, они были полны мистификаций. Железную руку наделяли свойствами живого существа. Говорили, что ночью она покидает хозяина, но всегда возвращается, что она защищает его от всех бед, но избавиться от неё нельзя.

Распространение легенд является показателем сохранения в обществе пережитков мифического сознания, но никак не связано с отношением общества, не склонного к сентиментальности, к инвалидности. Для социальной жизни Гёца была важна не столько слава, сколько поддержка верных ему людей и друзей. Именно они признали его своим предводителем и после потери руки. Без них его судьба сложилась бы иначе.

Сейчас обе железные руки, предположительно принадлежавшие рыцарю, хранятся в музее — замке Ягстхаузен в Германии. А в нашей коллекции находится изображение подобного железного протеза, выполненное знаменитым хирургом XVI в. Амбруазом Паре.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9706
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: