Гравюра «Гёц фон Берлихинген в старости»

Германия1850-е гг.

Гравюра «Гёц фон Берлихинген в старости» (16 х 24 см) – иллюстрация к последнему акту пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749 — 1832 гг.) «Гёц фон Берлихинген». Это пятый акт и двадцатое выступление по каноническому тексту первой публикации 1773 г. Под изображением указано имя – H. Stilke. Возможно, это сокращённое от Hermine Stilke ( 1804-1869 гг.), что переводится как Гермина Стилке. Но это может быть имя и другого художника — гравёра Hermanne Stilke (1803-1860 гг.) — Германа Стилке.

Гермина получила художественное образование по специальности историческая живопись в Дюссельдорфской академии художеств, одной из влиятельных школ того времени. Она училась у Германа Стилке, за которого вышла замуж в 1832 г. Вероятно, после заключения брака направление её творчества изменилось. Современники высоко ценили её акварельные работы с изображением цветов, орнаментов и арабесок. О её исторической живописи известно мало.

Безусловно, супруги были талантливы и востребованы, хотя творчество Гермины оставалось в тени её более известного мужа. Они могли вместе разрабатывать исторические сюжеты. Историзм как направление в искусстве, стал особенно актуален в эпоху романтизма. Стиль романтизм возник в Германии на пике патриотического подъёма и интереса к истории страны после наполеоновских войн. Возможно, оба Стилке вместе работали и над иллюстрациями к литературным произведениям.

Известно, что Герман Стилке в 1843–1847 гг. выполнял настенные росписи в маленьком рыцарском зале замка Штольценфельс в Кобленце. Это было имение прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Замок, построенный в XI–XIII вв., к XIX в. был основательно разрушен. Его восстановление и оформление в рыцарском стиле должно было стать свадебным подарком молодой супруге короля Фридриха.

Все эти косвенные сведения позволяют предположить авторство супругов или одного из них. Представленная гравюра – иллюстрация к последнему акту пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Гёц  фон Берлихинген». Тем более что их и известного гравёра по меди К. Шульгена-Беттендорфа (1811-1873 гг.), имя которого также указано под изображением, связывало одно место пребывания. Гравюра была отпечатана в Дюссельдорфе, в Медной типографии Королевской академии художеств. В школе при Академии художеств К. Шульген-Беттендорф обучал мастерству гравирования.

В культуре Германии в конце XVIII- начале XIX вв. формировался интерес к европейской средневековой истории. Историзм в живописи, художественной литературе был ответом на потребность пробуждающегося самосознания общества в исторических образцах политических, моральных, эстетических составляющих.

Пьеса «Гёц фон Берлихинген» написана Гёте в 1773 г. задолго до появления гравюры и к тому времени претерпела несколько переизданий. Драма, поставленная почти сразу после создания пьесы в 1774 г. на берлинской сцене имела сенсационный успех и принесла автору славу. Пьеса шла шесть дней подряд, что в те времена было редкостью.

Действие пьесы происходит в XVI в. Прототип героя – рыцарь, живший в XV- XVI вв., Готфрид фон Берлихинген (1480-1562 гг.). Воспитанный в рыцарских традициях отцом и дядей, он в 15 лет связал свою жизнь с военным делом. Берлихинген сражался  в многочисленных междоусобных войнах раздробленной Германии. В 24 г. он перенёс ампутацию правой руки, после которой заказал оружейникам протез. Дожил до 82 лет, что по тем временам и его образе жизни было удивительным. Умер в своем имении. После 60-ти он жил уединённо и только изредка участвовал в боях. Это позволило ему создать интересные мемуары, вдохновлявшие литераторов, художников и поэтов последующих поколений на создание разного рода произведений.

Гёте не строго придерживался жизнеописания своего героя. Он создал образ, в котором некоторые черты Гёца — мужество, независимый характер, были созвучны  настроениям общества Германии конца XVIII в. В жизни Берлихинген был, безусловно, другим. Его реальный образ соответствовал жестокой эпохе междоусобных войн, социальных волнений, разбойничьих нападений.

Гравюра – иллюстрация к последнему  акту пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Садик при тюрьме». Берлихинген в темнице города Гейльброн. С ним его верная жена Елизавета. Раны, полученные Гёцем в последнем сражении, почти зажили, но его терзают душевные переживания: потеря верных людей, гибель друзей. Доброе имя Берлихингена запятнано связью с разбойниками, сжигавшими замки. Он потерял всё, что у него было.

Тюремщик разрешает слабеющему Берлихингену выйти в небольшой тюремный садик. Мы видим скорбную гримасу на лице тюремщика, открывшего Гёцу дверь. Он предчувствует скорую кончину рыцаря. Гёц полулежит в кресле, бессильно опустив руки и подняв глаза к небу. Его правая рука с железным протезом теперь безвольно опущена. Она хорошо видна зрителю. К Гёцу склонилась его жена Елизавета. Отважный воин Лерсе, стоящий рядом, опустил голову сочувственно и безнадёжно. Последняя сцена пьесы – сцена смерти рыцаря, верного своим идеалам.

«Гец: …О, простор небесный — свобода! свобода! (Умирает.)

Елизавета: Свобода существует только там, вверху, — там, где ты теперь. Наш мир — тюрьма!»

Словами Елизаветы: «Горе потомству, если оно тебя не оценит!» — заканчивается драма Гёте об идеальном рыцаре Готфриде фон Берлихинген, Гёце Железная рука.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 420-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Гёц фон Берлихинген в старости» (16 х 24 см) – иллюстрация к последнему акту пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749 — 1832 гг.) «Гёц фон Берлихинген». Это пятый акт и двадцатое выступление по каноническому тексту первой публикации 1773 г. Под изображением указано имя – H. Stilke. Возможно, это сокращённое от Hermine Stilke ( 1804-1869 гг.), что переводится как Гермина Стилке. Но это может быть имя и другого художника — гравёра Hermanne Stilke (1803-1860 гг.) — Германа Стилке.

Гермина получила художественное образование по специальности историческая живопись в Дюссельдорфской академии художеств, одной из влиятельных школ того времени. Она училась у Германа Стилке, за которого вышла замуж в 1832 г. Вероятно, после заключения брака направление её творчества изменилось. Современники высоко ценили её акварельные работы с изображением цветов, орнаментов и арабесок. О её исторической живописи известно мало.

Безусловно, супруги были талантливы и востребованы, хотя творчество Гермины оставалось в тени её более известного мужа. Они могли вместе разрабатывать исторические сюжеты. Историзм как направление в искусстве, стал особенно актуален в эпоху романтизма. Стиль романтизм возник в Германии на пике патриотического подъёма и интереса к истории страны после наполеоновских войн. Возможно, оба Стилке вместе работали и над иллюстрациями к литературным произведениям.

Известно, что Герман Стилке в 1843–1847 гг. выполнял настенные росписи в маленьком рыцарском зале замка Штольценфельс в Кобленце. Это было имение прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Замок, построенный в XI–XIII вв., к XIX в. был основательно разрушен. Его восстановление и оформление в рыцарском стиле должно было стать свадебным подарком молодой супруге короля Фридриха.

Все эти косвенные сведения позволяют предположить авторство супругов или одного из них. Представленная гравюра – иллюстрация к последнему акту пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Гёц  фон Берлихинген». Тем более что их и известного гравёра по меди К. Шульгена-Беттендорфа (1811-1873 гг.), имя которого также указано под изображением, связывало одно место пребывания. Гравюра была отпечатана в Дюссельдорфе, в Медной типографии Королевской академии художеств. В школе при Академии художеств К. Шульген-Беттендорф обучал мастерству гравирования.

В культуре Германии в конце XVIII- начале XIX вв. формировался интерес к европейской средневековой истории. Историзм в живописи, художественной литературе был ответом на потребность пробуждающегося самосознания общества в исторических образцах политических, моральных, эстетических составляющих.

Пьеса «Гёц фон Берлихинген» написана Гёте в 1773 г. задолго до появления гравюры и к тому времени претерпела несколько переизданий. Драма, поставленная почти сразу после создания пьесы в 1774 г. на берлинской сцене имела сенсационный успех и принесла автору славу. Пьеса шла шесть дней подряд, что в те времена было редкостью.

Действие пьесы происходит в XVI в. Прототип героя – рыцарь, живший в XV- XVI вв., Готфрид фон Берлихинген (1480-1562 гг.). Воспитанный в рыцарских традициях отцом и дядей, он в 15 лет связал свою жизнь с военным делом. Берлихинген сражался  в многочисленных междоусобных войнах раздробленной Германии. В 24 г. он перенёс ампутацию правой руки, после которой заказал оружейникам протез. Дожил до 82 лет, что по тем временам и его образе жизни было удивительным. Умер в своем имении. После 60-ти он жил уединённо и только изредка участвовал в боях. Это позволило ему создать интересные мемуары, вдохновлявшие литераторов, художников и поэтов последующих поколений на создание разного рода произведений.

Гёте не строго придерживался жизнеописания своего героя. Он создал образ, в котором некоторые черты Гёца — мужество, независимый характер, были созвучны  настроениям общества Германии конца XVIII в. В жизни Берлихинген был, безусловно, другим. Его реальный образ соответствовал жестокой эпохе междоусобных войн, социальных волнений, разбойничьих нападений.

Гравюра – иллюстрация к последнему  акту пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Садик при тюрьме». Берлихинген в темнице города Гейльброн. С ним его верная жена Елизавета. Раны, полученные Гёцем в последнем сражении, почти зажили, но его терзают душевные переживания: потеря верных людей, гибель друзей. Доброе имя Берлихингена запятнано связью с разбойниками, сжигавшими замки. Он потерял всё, что у него было.

Тюремщик разрешает слабеющему Берлихингену выйти в небольшой тюремный садик. Мы видим скорбную гримасу на лице тюремщика, открывшего Гёцу дверь. Он предчувствует скорую кончину рыцаря. Гёц полулежит в кресле, бессильно опустив руки и подняв глаза к небу. Его правая рука с железным протезом теперь безвольно опущена. Она хорошо видна зрителю. К Гёцу склонилась его жена Елизавета. Отважный воин Лерсе, стоящий рядом, опустил голову сочувственно и безнадёжно. Последняя сцена пьесы – сцена смерти рыцаря, верного своим идеалам.

«Гец: …О, простор небесный — свобода! свобода! (Умирает.)

Елизавета: Свобода существует только там, вверху, — там, где ты теперь. Наш мир — тюрьма!»

Словами Елизаветы: «Горе потомству, если оно тебя не оценит!» — заканчивается драма Гёте об идеальном рыцаре Готфриде фон Берлихинген, Гёце Железная рука.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 420-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: