Гравированный лист «Механический протез руки» (17,5 x 29,5 см) происходит из фундаментального труда «Работы Амбруаза Паре, разделённые на двадцать восемь книг с рисунками и портретами по анатомии, хирургическим инструментам, а также по нескольким необычным существам, рассмотренным и дополненным автором». Эта книга была переведена на латинский, английский и нидерландский языки. Примечательно то, что для XVI в. главным языком медицинских трактатов была латынь. Но издание Паре впервые вышло сразу на французском в 1579 г. А наша гравюра относится к более позднему французскому изданию 1628 г.
Дело в том, что Паре был протестантом и латинским языком не владел. Во Франции, охваченной конфликтом между католиками и гугенотами, положение Паре было небезопасным. Его спасла должность королевского хирурга.
Амбруаз Паре (1510-1590 гг.) – знаковая фигура эпохи Возрождения. Для людей Ренессанса характерна поразительная универсальность в таких разных, казалось бы, областях, как наука и искусство. Всеохватность в процессе познания порождала выдающиеся практические результаты. Анатом, военный хирург, изобретатель и иллюстратор Амбруаз Паре стал автором передовых для своего времени работ по хирургии и акушерству.
В силу того, что основным занятием военного хирурга была ампутация, Паре задумался над формированием культи для возможного ношения протеза. Врач заметил, что помимо физической боли, ампутанты испытывают и моральные страдания от потери конечностей. Он начал конструировать протезы. Для Паре было важно, чтобы антропоморфная конечность могла функционировать. На гравюре представлен протез руки. Для рыцаря в доспехах такой протез внешне ничем не отличался от руки или ноги, закованных в латы.
Протез предназначался на культю предплечья. К рисунку железной руки (Bras de fer) прилагалось описание. В нём указывалось, что зоны предплечья и кисти сочленялись спиралевидной пружиной. Она имела рычаг, при помощи которого можно было контролировать угол сгибания и разгибания. Для Паре очень важным качеством было то, что искусственная кисть могла удерживать перо для письма.
Можно предположить и конкретного адресата, для которого была выполнена схема протеза. Дело в том, что ещё одним известным французским гугенотом был Франсуа де Ла Ну (1531-1591 гг.), современник Паре. Его, как и Паре, от резни в Варфоломеевскую ночь спас король Франции Карл IX. Военный, а позднее известный литератор, в 1570 г. де Ла ну потерял в сражении левую руку. За что его и прозвали «Bras de fer».
На гравюре мы как раз видим конструкцию для левой руки, подписанную как «bras de fer». Генерал оставил также обширное литературное наследие. Так что возможность владения пером ему была крайне необходима. Известно, что с 1580 г. он работал над своим выдающимся трудом «Политические и военные рассуждения», опубликованном в 1587 г.
На оборотной стороне листа изображён пример бандажа для фиксации травмированной руки. А также схема протеза ноги. Сгибание протеза в области колена происходит, как и в случае с протезом руки, при помощи рычага. К рычагу крепилась веревка. Именно она приводила рычаг в движение.
В коллекции присутствует ещё один лист из книги Паре с описанием и схемой протеза кисти. Механизм схож с часовым.
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9704