Гравюра «Протез ноги в ветвях дерева»

ФранцияКонец XVIII в.

Гравюра «Протез ноги в ветвях дерева» (15 х 15 см) представляет на первый взгляд узнаваемую в ортопедии эмблему. Она была выполнена в конце XVIII в. Так что автор изображения, вероятно, был знаком с книгой Николя Андри де Буа-Регара (1741 г.) и его аллегорией ортопедии в виде молодого погнутого деревца, привязанного к колышку. А здесь же вместо колышка – деревянный протез ноги. Это довольно смелый, если не сказать вызывающий элемент в геральдике того времени.

Гравюру выполнил французский мастер Тома Франсуа Винье (1754 — ?). Он специализировался на оформлении книг. В основном работал над виньетками по рисункам Клеман-Пьера Марилье (1740 — 1808 гг.). Вероятно, последний и является автором изображения.

Надо отметить, что дерево – очень популярный мотив в эмблематике. Согласно книге «Символы и эмблематы» Даниэля де ла Фея (1691 г.), прорастающую веточку сопровождает девиз: «Auspice Deo» («С Божьей помощью»). Так что смысл эмблемы можно прочитать как: Благое начинание при божественном покровительстве. И вполне понятно, что благая деятельность предполагалась в пользу инвалидов с утраченными конечностями. Однако эмблема не была принята и так осталась проектом на бумаге. Так что сейчас сложно сказать, каким именно благотворительным обществом она была заказана.

В любом случае нужно оценить широту филантропической мысли человека, подавшего идею использовать в эмблеме такой предмет, как деревянный протез. В данном случае была попытка зримо обозначить проблему, которую ещё долгое время общество будет избегать.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9702
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Протез ноги в ветвях дерева» (15 х 15 см) представляет на первый взгляд узнаваемую в ортопедии эмблему. Она была выполнена в конце XVIII в. Так что автор изображения, вероятно, был знаком с книгой Николя Андри де Буа-Регара (1741 г.) и его аллегорией ортопедии в виде молодого погнутого деревца, привязанного к колышку. А здесь же вместо колышка – деревянный протез ноги. Это довольно смелый, если не сказать вызывающий элемент в геральдике того времени.

Гравюру выполнил французский мастер Тома Франсуа Винье (1754 — ?). Он специализировался на оформлении книг. В основном работал над виньетками по рисункам Клеман-Пьера Марилье (1740 — 1808 гг.). Вероятно, последний и является автором изображения.

Надо отметить, что дерево – очень популярный мотив в эмблематике. Согласно книге «Символы и эмблематы» Даниэля де ла Фея (1691 г.), прорастающую веточку сопровождает девиз: «Auspice Deo» («С Божьей помощью»). Так что смысл эмблемы можно прочитать как: Благое начинание при божественном покровительстве. И вполне понятно, что благая деятельность предполагалась в пользу инвалидов с утраченными конечностями. Однако эмблема не была принята и так осталась проектом на бумаге. Так что сейчас сложно сказать, каким именно благотворительным обществом она была заказана.

В любом случае нужно оценить широту филантропической мысли человека, подавшего идею использовать в эмблеме такой предмет, как деревянный протез. В данном случае была попытка зримо обозначить проблему, которую ещё долгое время общество будет избегать.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9702
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: