Изразец «Человек на костылях»

НидерландыXVIII в.

Изразец «Человек на костылях» (13 х 13 см) сделан в Дельфте, центре фаянсового и изразцового производства Голландии XVI – XVIII вв. Ещё в XV-XVI вв. мастерами, привлечёнными экономическими условиями «Золотого века», в Голландию была завезена технология изготовления итальянской майолики. Голландские ремесленники быстро и плодотворно освоили эту технику.

Голландские изразцы представляли собой глиняные пластинки. Они покрывались непрозрачной белой эмалью, поверх которой синей глазурью наносился рисунок. Краска для росписи изготавливалась с применением кобальта. Это позволяло художнику получить любые оттенки синего и голубого цветов. Своей раскраской и гладкостью изразцы, созданные ремесленниками Дельфта, внешне напоминали баснословно дорогой в то время китайский фарфор. Именно к такому сходству они и стремились, имитируя китайский стиль росписи. Бело-голубые изразцы были ответом  голландцев на бело-голубые изделия китайских мастеров фарфорового дела.

Перед нами классический голландский изразец – гладкая плитка, покрытая непрозрачной белой эмалью, с росписью в бело-голубых тонах. Углы изразца украшены бутонами и завитками, в которых угадываются следы стиля барокко. Орнамент в углах изразца мог быть определяющим элементом для плиток. В основном они составляли облицовку печи, камина или стены. Это классический приём Дельфта, начиная с XVII в. Таким образом, наш изразец, возможно, являлся фрагментом декоративного панно.

В центре плитки «Человек на костылях» изображение фигуры человека, идущего при помощи двух костылей, похожих на трости с Т-образной рукояткой. Такие трости являются ортопедическими и обеспечивают снижение нагрузки при ходьбе за счёт дополнительной опоры. Они используются пожилыми или ослабленными людьми. Возможно их применение и в период реабилитации теми, кто перенёс травму нижних конечностей.

На поясе человека висит сосуд для сбора подаяний. Однако на его одежде нет следов нищеты. По его сгорбленной спине видно, что этот человек с ограниченными возможностями передвижения из-за травмы или болезни ног уже долго бредёт. Очевидно, он пытается найти пропитание и ночлег.

Роспись голландских изразцов отличает тонкость линий, подробность деталей и особая тематика рисунков. Тематикой росписи первоначально были орнаменты, цветы, а затем сценки из повседневной жизни. Именно они стали отличительным признаком голландского стиля. Это пейзажи, миниатюрные домики и роскошные замки. А также простые люди за их обычными занятиями: пахари и рыбаки, знать верхом на лошадях или в бою на шпагах, корабли с поднятыми парусами и ветряные мельницы. На изразцах изображали будничные сценки из жизни солдат, всадников, ремесленников, крестьян, играющих детей и даже сюжеты из Библии. Часто изразец обрамлялся широкой декоративной рамкой с украшенными углами.

Весёлые и грустные, смешные и назидательные, романтические и обыденные сюжеты могли быть подобраны в строгом порядке или разбросаны по облицованному полю в самых разнообразных сочетаниях.

Несмотря на условность изображений, сюжеты изразцов были близки и понятны жившим в то время людям. Они ежедневно по нескольку раз проходили мимо этих деталей интерьера. И человек на костылях, обездоленный путник с ограниченными физическими возможностями, напоминал о бренности бытия и переменчивости судьбы. Ведь подобный изразцовый декор в модном бело-синем цвете могли себе позволить в своём доме люди с достатком.

Дельфт процветал. Его керамика распространилась по всей Северной Европе. Плитка дельфтских мастеров была настолько популярна, что её стали копировать. Такой способ украшения интерьера получил название Delftware. «Синий Дельфт» стал чем-то вроде торговой марки, известной во всей Европе. Во второй половине XVIII в. гончарные мастерские Дельфта исчезали одна за другой. В 1794 г. оставалось ещё десять «мануфактур». Спрос на дельфтский синий стал меньше из-за появления дешёвой, но высококачественной английской керамики.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 81-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Изразец «Человек на костылях» (13 х 13 см) сделан в Дельфте, центре фаянсового и изразцового производства Голландии XVI – XVIII вв. Ещё в XV-XVI вв. мастерами, привлечёнными экономическими условиями «Золотого века», в Голландию была завезена технология изготовления итальянской майолики. Голландские ремесленники быстро и плодотворно освоили эту технику.

Голландские изразцы представляли собой глиняные пластинки. Они покрывались непрозрачной белой эмалью, поверх которой синей глазурью наносился рисунок. Краска для росписи изготавливалась с применением кобальта. Это позволяло художнику получить любые оттенки синего и голубого цветов. Своей раскраской и гладкостью изразцы, созданные ремесленниками Дельфта, внешне напоминали баснословно дорогой в то время китайский фарфор. Именно к такому сходству они и стремились, имитируя китайский стиль росписи. Бело-голубые изразцы были ответом  голландцев на бело-голубые изделия китайских мастеров фарфорового дела.

Перед нами классический голландский изразец – гладкая плитка, покрытая непрозрачной белой эмалью, с росписью в бело-голубых тонах. Углы изразца украшены бутонами и завитками, в которых угадываются следы стиля барокко. Орнамент в углах изразца мог быть определяющим элементом для плиток. В основном они составляли облицовку печи, камина или стены. Это классический приём Дельфта, начиная с XVII в. Таким образом, наш изразец, возможно, являлся фрагментом декоративного панно.

В центре плитки «Человек на костылях» изображение фигуры человека, идущего при помощи двух костылей, похожих на трости с Т-образной рукояткой. Такие трости являются ортопедическими и обеспечивают снижение нагрузки при ходьбе за счёт дополнительной опоры. Они используются пожилыми или ослабленными людьми. Возможно их применение и в период реабилитации теми, кто перенёс травму нижних конечностей.

На поясе человека висит сосуд для сбора подаяний. Однако на его одежде нет следов нищеты. По его сгорбленной спине видно, что этот человек с ограниченными возможностями передвижения из-за травмы или болезни ног уже долго бредёт. Очевидно, он пытается найти пропитание и ночлег.

Роспись голландских изразцов отличает тонкость линий, подробность деталей и особая тематика рисунков. Тематикой росписи первоначально были орнаменты, цветы, а затем сценки из повседневной жизни. Именно они стали отличительным признаком голландского стиля. Это пейзажи, миниатюрные домики и роскошные замки. А также простые люди за их обычными занятиями: пахари и рыбаки, знать верхом на лошадях или в бою на шпагах, корабли с поднятыми парусами и ветряные мельницы. На изразцах изображали будничные сценки из жизни солдат, всадников, ремесленников, крестьян, играющих детей и даже сюжеты из Библии. Часто изразец обрамлялся широкой декоративной рамкой с украшенными углами.

Весёлые и грустные, смешные и назидательные, романтические и обыденные сюжеты могли быть подобраны в строгом порядке или разбросаны по облицованному полю в самых разнообразных сочетаниях.

Несмотря на условность изображений, сюжеты изразцов были близки и понятны жившим в то время людям. Они ежедневно по нескольку раз проходили мимо этих деталей интерьера. И человек на костылях, обездоленный путник с ограниченными физическими возможностями, напоминал о бренности бытия и переменчивости судьбы. Ведь подобный изразцовый декор в модном бело-синем цвете могли себе позволить в своём доме люди с достатком.

Дельфт процветал. Его керамика распространилась по всей Северной Европе. Плитка дельфтских мастеров была настолько популярна, что её стали копировать. Такой способ украшения интерьера получил название Delftware. «Синий Дельфт» стал чем-то вроде торговой марки, известной во всей Европе. Во второй половине XVIII в. гончарные мастерские Дельфта исчезали одна за другой. В 1794 г. оставалось ещё десять «мануфактур». Спрос на дельфтский синий стал меньше из-за появления дешёвой, но высококачественной английской керамики.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 81-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: