Открытка с рисунком мальчика без ноги является иллюстрацией Франциска Пульбо. Художник, иллюстратор и карикатурист, как и большинство парижской богемы, обитал в начале XX в. на Монмартре. Наблюдая за местной детворой, он практически стал документалистом жизни беспризорников и детей из бедных семей. Художник подмечал свойственную детям беззаботность даже в тяжёлых жизненных условиях. Его маленькие герои резвятся и играют на улице, как уличные котята возятся на солнышке. Но в рисунках Пульбо нет слащавости и сентиментальности. Да, дети остаются детьми, но обстоятельства заставляют их быстро взрослеть.
Прежде всего, художник прекрасно передаёт то, на сколько хрупко и трагично их детство. Чувства, которые выражает Пульбо, – это сочувствие и сострадание, а не эффектное умиление, которое, вероятно, могло бы увеличить продажи его работ. Он старается облегчить жизнь детей и устраивает им праздники. А в 1923 г. организовывает детский амбулаторий на улице Лепик. И, конечно же, в военном конфликте Первой мировой самыми уязвимыми стали дети. Безусловно, детские игры стали отражать происходящее. Ребятня сражается с воображаемыми Бошами (французское прозвище немцев во время войны). Вот только противник был вполне себе реальный.
Пульбо в 1915 г. создаёт серию рисунков деревенских ребятишек в крайне тяжёлых ситуациях. Образы голодных, раненых, оборванных детей действительно душераздирающие. Каждый рисунок Пульбо сопровождался небольшим текстом. Таким образом он пытается обратить внимание общества на эти большие трагедии маленьких жизней. Вот за эту свою антивоенную обличительную декларацию он и попадёт под домашний арест. Ему будет запрещена художественная деятельность. Но это произойдёт уже во время Второй мировой войны, в период немецкой оккупации Франции.
На открытке из нашего собрания изображён одноногий мальчик на костылях. Он стоит на фоне разрушенной деревни. В то время как две худенькие девочки испуганно смотрят на него. Подпись «C’est un coup de Fourreau de sabre» может быть переведена как: «Это был подлый удар саблей». Иллюстрируя происшедшую мерзость в отношении ребенка, художник не щадит с разоблачениями ни военных преступников, ни зрителя.
Открытка с рисунком покалеченного мальчика является не единственной публикацией. Позднее Пульбо объединяет рисунки с детьми войны в несколько изданий. В результате этот рисунок войдёт в книгу «Des gosses et des bonhommes» («Детишки и парнишки»), изданную в 1917 г. в Париже.
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 6205-3