Гравюра «Аллегория медицины» из книги «Об эффективной медицине» («De Efficaci Medicina. Libri III»)

Германия1646 г.

Объемный труд «De Efficaci Medicina. Libri III» («Об эффективной медицине. Книга III.») был создан итальянским хирургом, анатомом и зоологом Марком Аврелием Северино (1580—1656 гг.). Книга была издана на латинском языке, во Франкфурте в 1646 г. Издатель — Иоанн Байер. Книгопечатником был Антоний Хаммий, а гравером — Маттеус Мериан. Именно авторству Маттеуса принадлежат представленные в нашем собрании аллегорические офорты фронтисписа.

Изображения иллюстрируют популярную в то время теорию о гуморах, сформулированную еще в античности. Согласно Гиппократу и врачу Галену, в теле человека циркулируют четыре жидкости (гуморы), определяющие темперамент. Так как человек тесно взаимосвязан с окружающим миром, то четыре гумора соответствуют четырем природным стихиям: желтая желчь — огонь, кровь — воздух, флегма или мокрота — вода, черная желчь, порождающая меланхолию, — земля.  Аллегорические женские фигуры символизируют эти четыре понятия.

Гравированный лист состоит из трех расположенных последовательно композиций. На первой слева помещена аллегория огня и желтой желчи (Ignis — Cholera). Далее идет назидательная сцена о том, что здоровье лучше сохранить, оставаясь умеренным в еде и питье.  Крайнее справа изображение —  аллегорическая фигура воздуха и крови (Aer-Sanguis). Насыщенные деталями и надписями сцены развернуты на небольшом листе, размером 13,5 х 3,5 см.

С данным офортом соотносится еще одна гравюра, которая логически продолжает тему гуморов и медицины.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 5-3.1

Объемный труд «De Efficaci Medicina. Libri III» («Об эффективной медицине. Книга III.») был создан итальянским хирургом, анатомом и зоологом Марком Аврелием Северино (1580—1656 гг.). Книга была издана на латинском языке, во Франкфурте в 1646 г. Издатель — Иоанн Байер. Книгопечатником был Антоний Хаммий, а гравером — Маттеус Мериан. Именно авторству Маттеуса принадлежат представленные в нашем собрании аллегорические офорты фронтисписа.

Изображения иллюстрируют популярную в то время теорию о гуморах, сформулированную еще в античности. Согласно Гиппократу и врачу Галену, в теле человека циркулируют четыре жидкости (гуморы), определяющие темперамент. Так как человек тесно взаимосвязан с окружающим миром, то четыре гумора соответствуют четырем природным стихиям: желтая желчь — огонь, кровь — воздух, флегма или мокрота — вода, черная желчь, порождающая меланхолию, — земля.  Аллегорические женские фигуры символизируют эти четыре понятия.

Гравированный лист состоит из трех расположенных последовательно композиций. На первой слева помещена аллегория огня и желтой желчи (Ignis — Cholera). Далее идет назидательная сцена о том, что здоровье лучше сохранить, оставаясь умеренным в еде и питье.  Крайнее справа изображение —  аллегорическая фигура воздуха и крови (Aer-Sanguis). Насыщенные деталями и надписями сцены развернуты на небольшом листе, размером 13,5 х 3,5 см.

С данным офортом соотносится еще одна гравюра, которая логически продолжает тему гуморов и медицины.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 5-3.1