К началу Первой мировой войны в российском обществе уже был достаточный опыт сбора благотворительных средств. Существовала традиция создания к благотворительным уличным акциям сувениров — «знаков кружечных сборов». Десятки типографий и мастерских освоили малотиражное производство. Причём спектр был самый широкий: от обычных по виду марок и аппликаций из бумаги, проволоки и ткани до знаков/жетонов из тяжёлых металлов, чаще медных сплавов.
Начало в 1914 г. войны между военно-политическим блоком Антанта, в который входила Россия, и Тройственным союзом отличалось большим патриотическим подъёмом. Это способствовало актуализации наработанного опыта благотворительности.
В годы Первой мировой войны самым распространённым видом уличных сборов были так называемые «кружечные» сборы. Кружка для сбора пожертвований представляла собой жестяной сосуд с узкой скважиной на крышке и замком. Закрытость жестяной кружки и вскрытие её после окончания сборов уполномоченным лицом в присутствии минимум двух свидетелей давали возможность избежать утечки средств. В то время как при пожертвованиях по подписке необходимо было документировать сумму пожертвований.
Кружечные сборы остались в памяти благодаря красочному изобилию десятков и сотен марок, виньеток, знаков, сувенирных листков, изданных в те годы. Теперь они стали предметом особого направления коллекционирования.
В коллекции «Витрина истории инклюзии» есть знак «На помощь увечным воинам Второй Отечественной войны 1914-1915 гг.». Он создан в России в ходе Первой мировой войны в 1915 г. Это небольшая пластинка из тяжёлого металла (предположительно бронза, медь или латунь) в форме ромба с ушком в верхней части. На лицевой стороне на фоне лавровой ветви — изображение скрещенных винтовки и штыка, перевязанных лентой. На оборотной – надпись: «На помощь увечнымъ воинамъ Второй Отечественной войны 1914 – 1915 гг.». В те годы Второй Отечественной войной называли войну, начавшуюся в 1914 г. Но в связи с перерастанием военного конфликта в конфликт мирового масштаба, в российской историографии она получила название Первая мировая война. А Первой Отечественной считали войну с Наполеоном 1812 г.
Жетон вручался каждому, сделавшему пожертвование, опустившему в кружку любую сумму денег. Вручение жетонов было почётным знаком отличия сделавшего пожертвование. Многие благотворители хранили их у себя в семейных архивах, собирая иногда внушительные коллекции.
Вручение жетонов имело и практическое значение. Во время акции мероприятия по сбору пожертвований проводились целый день и в разных местах. Знак, приколотый к одежде, свидетельствовал о том, что его владелец уже сделал пожертвование. А следовательно, сборщик может не подходить к нему с кружкой для сбора денег.
Патриотические знаки/жетоны были обязательным атрибутом не только кружечных сборов, но и многих благотворительных акций стран-участников Первой мировой войны: Бельгии, Франции, Германии. В коллекции «Витрины истории инклюзии» есть экземпляры знаков/жетонов этих стран.
Существует несколько вариантов рисунка аверса жетона «На помощь увечным воинам Второй Отечественной войны 1914-1915 гг.», выполненных в едином стиле. Известны два: орудие (пушка или винтовка со снятым штыком) на фоне веток лаврового дерева. Оба варианта изготавливались из бронзы, латуни или меди. Часть тиража с изображением пушки серебрилась. При кружечном сборе не учитывалась сумма пожертвования, деньги просто опускались в кружку. Тем не менее организаторами акции предусматривалось поощрение жертвователей, сделавших особо ценный взнос. Вне кружечного сбора, в зависимости от суммы пожертвования выдавались разные жетоны. Они различались не только рисунком, но и ценностью. Однако реальная цена, себестоимость подобных благотворительных, или, как их ещё называли, патриотических жетонов всегда была низкой. Её легко было перекрыть любой суммой пожертвования.
Чтобы снизить себестоимость, знаки/жетоны иногда делали из толстого картона. Использовали также ткань, металл и даже склеенную вдвое бумагу. Экономия была продиктована размерами финансирования акции.
Знак «На помощь увечным воинам Второй Отечественной войны 1914-1915 гг.» носился на ленте бело-сине-красного цвета, продетой в ушко. В мировой практике известны и другие варианты ношения. Например, когда в ушко вставлялась примитивная булавка, при помощи которой жетон крепился к одежде.
Трёхцветная лента подчёркивала патриотичность акции. Бело-сине-красные цвета были объявлены национальными цветами России указом императора Александра III 10 мая 1883 г. В указе объявлялось использовать «исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов».
Знак «На помощь увечным воинам Второй Отечественной войны 1914-1915 гг.» свидетельствует о высокой активности общества в организации финансовой помощи бойцов с серьёзными ранениями, приводившими иногда к ампутации. Большое число бойцов с ампутациями было связано с применением тяжёлых артиллерийских орудий. А также новой стратегии боя, впервые использованной на фронтах войны. Сбор пожертвований на помощь увечным воинам был на втором месте. На первом — помощь медицинским учреждениям на закупку медикаментов и оборудования для лечения раненых.
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 404-1