Памятная медаль с портретом Валентина Гаюи, основателя Национального института слепой молодёжи в Париже

Франция1887 г.

Памятная медаль с портретом Валентина Гаюи (1745–1822 гг.) создана посмертно в честь основателя Национального института слепой молодёжи в Париже в 1887 г. В. Гаюи был педагогом-новатором, одним из первых осознавшим необходимость создания учебных заведений для незрячих. Ещё до создания тактильного шрифта для чтения Луи Брайлем В. Гаюи разработал рельефный алфавит. Он успешно применял его для обучения в созданной им школе. В мастерских при школе для слепых изготавливались рельефные наглядные пособия, глобусы и географические карты для обучения учеников.

Несмотря на то, что в арсенале современных тифлопедагогов появились новые технологии, идеи В. Гаюи, заложенные в основы обучения незрячих и их адаптации в обществе, не потеряли в своей актуальности до сих пор. Незрячим людям необходимо дать образование, самостоятельность и независимость.

Созданная В. Гаюи школа, первоначально названная им Мастерская трудящихся слепых, находилась в его доме. Затем переехала на улицу Кокильер в Париже и стала называться «Институт слепой молодёжи». Название школы много раз менялось в связи с внешними обстоятельствами и ростом самого учреждения. Преемником этой школы, во многом использующим основные идеи В. Гаюи, является Национальный институт слепой молодёжи в Париже.

В 1843 г. институт переехал в новое, более просторное здание на бульваре Инвалидов. Здесь оно располагается и сейчас. Национальный институт слепой молодёжи (INJA) находится в ведении Министерства социальных дел и здравоохранения Франции. INJA является общественным учреждением по обучению и специализированному обучению молодых слепых и слабовидящих людей.

Создание медали было заказано Фредерику-Шарлю Виктору де Вернону (1858–1911 гг.), талантливому французскому скульптору, гравёру, медальеру, члену Академии изящных искусств Франции. Вернон неоднократно получал награды за своё медальерное искусство. Выставляясь в парижских салонах, он получал всё больше признания.

На аверсе памятной медали —  портрет В. Гаюи, его бюст в профиль, справа — имя и даты жизни. Композиция на оборотной стороне медали — реверсе, пронизана символикой. Лучи света, прорывающиеся через завесу тьмы, падают на раскрытую книгу. Её опоясывает лента с надписью на латыни: «свет во тьме» (Lyx in tenebris). Надпись отсылает к Евангелие от Иоанна 1:5 «Свет во тьме, и тьма не объяла его». Текст на страницах книги напечатан особым шрифтом, изобретённым Валентином Гаюи. «Уницал» давал возможность прочитать написанное тем, чьи глаза лишены зрения.

Освещённая лучами книга погружена в ложе из листьев лавра — символа победы и бессмертной славы. На медали написано название школы В. Гаюи, которое можно перевести как Национальный институт незрячей молодёжи (Institutions nationale des jeunes aveugles). А внизу композиции располагается прямоугольная табличка с надписью: коллекционный экземпляр (exemplaire de collection).

«Уницал» означает равную по длине одну унцию. Шрифт «уницал» представляет собой рельефно-линейным шрифт – ровные крупные буквы, вытесненные рельефом на плотной бумаге. Гаюи использовал разрезные буквы латинского алфавита, которые являлись обозначением заглавных букв обыкновенного шрифта для зрячих. Первые ученики учились читать по шрифту размером 15 мм в высоту.

Идея использовать принцип рельефных букв для создания специального шрифта для обучения слепых людей грамоте возник у В. Гаюи после случайной встречи со слепым, просящим подаяние. Он подал слепому нищему монету. Ну, а тот сразу же назвал её достоинство, определив на ощупь. В. Гаюи был уверен в необходимости чтения для слепых, без которого, как он считал, «в уме незрячего только беспорядочная груда смутных понятий и представлений».

Валентин Гюаи, благодаря врождённым способностям и полученному образованию ждала блестящая карьера в одном из министерств Франции. Он пожертвовал ею ради помощи незрячим. В 1784 г. организовал в собственном доме на собственные средства школу, где сам же стал преподавать. Он назвал её Мастерская трудящихся слепых. Это был будущий Национальный институт слепой молодёжи. Школа стала первым опытом подобных учебных заведений не только во Франции, но и в мире.

Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых, напечатанных «унциалом». Это были первые в мире книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Для этого буквы вставлялись в гнёзда, проделанные в доске.

Особое внимание в работе с незрячими детьми Гаюи уделял музыкальному образованию. Детей обучали игре на пяти музыкальных инструментах: клавесине, клавикордах, фортепиано, а также хоровому пению.

Первым учеником Мастерской стал встреченный В. Гаюи на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили ещё одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа.

В 1806 г. на 61-ом году жизни, оставив парижскую школу на попечение собственных учеников и взяв с собой помощника, тоже слепого, В. Гаюи по приглашению императора Александра I приехал в Россию. С ним едут рельефные книги, ноты, географические карты и глобусы, а также необходимое типографское оборудование. Знаменитый педагог призван создать в Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения.

«Мастерская трудящихся слепых» была первым образовательным учреждением для незрячих в мире, а «Санкт-Петербургский Институт рабочих слепых» – первым подобным учреждением в России.

Работа в России оправдала не все ожидания В. Гаюи. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем об этом периоде его жизни: «Одиннадцать лет провёл Гаюи в Петербурге, без устали трудясь на пользу слепцов, недополучая своего жалованья, терпя всевозможные притеснения от чиновничества и, в частности, от своего же помощника — пьяницы Бушуева, писавшего доносы на своего руководителя».

Известен казусный отказ чиновников на запрос В. Гаюи в помощи создания школы, в котором чиновники сообщали, что слепых детей в России нет. Находясь в полной неизвестности по поводу русских слепых детей, он организовывает обучение слепых взрослых. Их каждый день привозили из богадельни к нему на квартиру, а после занятий отвозили обратно. Против взрослых никто не возражал, так как считалось, что обучить их невозможно.

По программе В. Гаюи преподавались грамота, ремёсла, типографское дело, музыка и пение. Завтраком и обедом В. Гаюи кормил своих учеников за свой счёт. Наконец, 12 марта 1807 г. «Санкт-Петербургский институт рабочих слепых» был учреждён официально, со штатом на двадцать пять воспитанников. А 5 мая 1807 г. В. Гаюи разрешили занять дом купца Раменцова на Васильевском острове.

Чиновники, пришедшие летом 1808 г. в «Санкт-Петербургский институт рабочих слепых» с проверкой, констатировали : «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».

Гаюи покидает Россию в возрасте 72 лет с орденом Святого Владимира 4-ой степени «За ревностное усердие». Перед отъездом из России он издал очерк «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». В нём педагог изложил основные принципы воспитания и обучения слепых. Первое правило: «Необходимо дать возможность всем слепым заниматься трудом, избавив их от опасного и тяжёлого бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и пороков».

Он умер в 1822 г. во Франции. После смерти благотворителя и учителя слепых его благодарные ученики на собранные ими средства поставили на его могиле на Парижском кладбище Пер-Лашез гранитный памятник.

Наследие В. Гаюи на время было забыто. Однако его ученики, ставшие успешными членами общества, реализовавшие себя в профессии, не дали забыть имя учителя.

В 1855 г. спустя 33 года после смерти на Парижской художественной выставке представили модели памятника великому тифлопедагогу. По проекту скульптора Бадьен де ля Тронше был отлит бронзовый монумент. В. Гаюи во весь рост, взор его обращён на Франсуа де Лезюера, который, сидя на скамейке, читает написанные выпуклыми буквами слова: «Валентин Гаюи». Левая рука учителя лежит на голове его ученика. На торжественное открытие памятника 10 августа 1861 г. собрались педагоги, воспитанники и выпускники института, приехавшие со всех концов Франции и из других стран Европы. Памятник установлен перед главным фасадом здания Парижского института слепых.

14 мая 1884 г. Франция торжественно отметила 100-летний юбилей открытия Валентином Гаюи первой школы для слепых детей. В нумизматической коллекции «Витрины истории инклюзии» хранится Медаль в честь столетия института слепой молодёжи в Париже, отлитая в честь этого события.

В день рождения В. Гаюи 13 ноября отмечается Международный день слепых.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 35-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Памятная медаль с портретом Валентина Гаюи (1745–1822 гг.) создана посмертно в честь основателя Национального института слепой молодёжи в Париже в 1887 г. В. Гаюи был педагогом-новатором, одним из первых осознавшим необходимость создания учебных заведений для незрячих. Ещё до создания тактильного шрифта для чтения Луи Брайлем В. Гаюи разработал рельефный алфавит. Он успешно применял его для обучения в созданной им школе. В мастерских при школе для слепых изготавливались рельефные наглядные пособия, глобусы и географические карты для обучения учеников.

Несмотря на то, что в арсенале современных тифлопедагогов появились новые технологии, идеи В. Гаюи, заложенные в основы обучения незрячих и их адаптации в обществе, не потеряли в своей актуальности до сих пор. Незрячим людям необходимо дать образование, самостоятельность и независимость.

Созданная В. Гаюи школа, первоначально названная им Мастерская трудящихся слепых, находилась в его доме. Затем переехала на улицу Кокильер в Париже и стала называться «Институт слепой молодёжи». Название школы много раз менялось в связи с внешними обстоятельствами и ростом самого учреждения. Преемником этой школы, во многом использующим основные идеи В. Гаюи, является Национальный институт слепой молодёжи в Париже.

В 1843 г. институт переехал в новое, более просторное здание на бульваре Инвалидов. Здесь оно располагается и сейчас. Национальный институт слепой молодёжи (INJA) находится в ведении Министерства социальных дел и здравоохранения Франции. INJA является общественным учреждением по обучению и специализированному обучению молодых слепых и слабовидящих людей.

Создание медали было заказано Фредерику-Шарлю Виктору де Вернону (1858–1911 гг.), талантливому французскому скульптору, гравёру, медальеру, члену Академии изящных искусств Франции. Вернон неоднократно получал награды за своё медальерное искусство. Выставляясь в парижских салонах, он получал всё больше признания.

На аверсе памятной медали —  портрет В. Гаюи, его бюст в профиль, справа — имя и даты жизни. Композиция на оборотной стороне медали — реверсе, пронизана символикой. Лучи света, прорывающиеся через завесу тьмы, падают на раскрытую книгу. Её опоясывает лента с надписью на латыни: «свет во тьме» (Lyx in tenebris). Надпись отсылает к Евангелие от Иоанна 1:5 «Свет во тьме, и тьма не объяла его». Текст на страницах книги напечатан особым шрифтом, изобретённым Валентином Гаюи. «Уницал» давал возможность прочитать написанное тем, чьи глаза лишены зрения.

Освещённая лучами книга погружена в ложе из листьев лавра — символа победы и бессмертной славы. На медали написано название школы В. Гаюи, которое можно перевести как Национальный институт незрячей молодёжи (Institutions nationale des jeunes aveugles). А внизу композиции располагается прямоугольная табличка с надписью: коллекционный экземпляр (exemplaire de collection).

«Уницал» означает равную по длине одну унцию. Шрифт «уницал» представляет собой рельефно-линейным шрифт – ровные крупные буквы, вытесненные рельефом на плотной бумаге. Гаюи использовал разрезные буквы латинского алфавита, которые являлись обозначением заглавных букв обыкновенного шрифта для зрячих. Первые ученики учились читать по шрифту размером 15 мм в высоту.

Идея использовать принцип рельефных букв для создания специального шрифта для обучения слепых людей грамоте возник у В. Гаюи после случайной встречи со слепым, просящим подаяние. Он подал слепому нищему монету. Ну, а тот сразу же назвал её достоинство, определив на ощупь. В. Гаюи был уверен в необходимости чтения для слепых, без которого, как он считал, «в уме незрячего только беспорядочная груда смутных понятий и представлений».

Валентин Гюаи, благодаря врождённым способностям и полученному образованию ждала блестящая карьера в одном из министерств Франции. Он пожертвовал ею ради помощи незрячим. В 1784 г. организовал в собственном доме на собственные средства школу, где сам же стал преподавать. Он назвал её Мастерская трудящихся слепых. Это был будущий Национальный институт слепой молодёжи. Школа стала первым опытом подобных учебных заведений не только во Франции, но и в мире.

Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых, напечатанных «унциалом». Это были первые в мире книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Для этого буквы вставлялись в гнёзда, проделанные в доске.

Особое внимание в работе с незрячими детьми Гаюи уделял музыкальному образованию. Детей обучали игре на пяти музыкальных инструментах: клавесине, клавикордах, фортепиано, а также хоровому пению.

Первым учеником Мастерской стал встреченный В. Гаюи на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили ещё одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа.

В 1806 г. на 61-ом году жизни, оставив парижскую школу на попечение собственных учеников и взяв с собой помощника, тоже слепого, В. Гаюи по приглашению императора Александра I приехал в Россию. С ним едут рельефные книги, ноты, географические карты и глобусы, а также необходимое типографское оборудование. Знаменитый педагог призван создать в Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения.

«Мастерская трудящихся слепых» была первым образовательным учреждением для незрячих в мире, а «Санкт-Петербургский Институт рабочих слепых» – первым подобным учреждением в России.

Работа в России оправдала не все ожидания В. Гаюи. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем об этом периоде его жизни: «Одиннадцать лет провёл Гаюи в Петербурге, без устали трудясь на пользу слепцов, недополучая своего жалованья, терпя всевозможные притеснения от чиновничества и, в частности, от своего же помощника — пьяницы Бушуева, писавшего доносы на своего руководителя».

Известен казусный отказ чиновников на запрос В. Гаюи в помощи создания школы, в котором чиновники сообщали, что слепых детей в России нет. Находясь в полной неизвестности по поводу русских слепых детей, он организовывает обучение слепых взрослых. Их каждый день привозили из богадельни к нему на квартиру, а после занятий отвозили обратно. Против взрослых никто не возражал, так как считалось, что обучить их невозможно.

По программе В. Гаюи преподавались грамота, ремёсла, типографское дело, музыка и пение. Завтраком и обедом В. Гаюи кормил своих учеников за свой счёт. Наконец, 12 марта 1807 г. «Санкт-Петербургский институт рабочих слепых» был учреждён официально, со штатом на двадцать пять воспитанников. А 5 мая 1807 г. В. Гаюи разрешили занять дом купца Раменцова на Васильевском острове.

Чиновники, пришедшие летом 1808 г. в «Санкт-Петербургский институт рабочих слепых» с проверкой, констатировали : «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».

Гаюи покидает Россию в возрасте 72 лет с орденом Святого Владимира 4-ой степени «За ревностное усердие». Перед отъездом из России он издал очерк «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». В нём педагог изложил основные принципы воспитания и обучения слепых. Первое правило: «Необходимо дать возможность всем слепым заниматься трудом, избавив их от опасного и тяжёлого бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и пороков».

Он умер в 1822 г. во Франции. После смерти благотворителя и учителя слепых его благодарные ученики на собранные ими средства поставили на его могиле на Парижском кладбище Пер-Лашез гранитный памятник.

Наследие В. Гаюи на время было забыто. Однако его ученики, ставшие успешными членами общества, реализовавшие себя в профессии, не дали забыть имя учителя.

В 1855 г. спустя 33 года после смерти на Парижской художественной выставке представили модели памятника великому тифлопедагогу. По проекту скульптора Бадьен де ля Тронше был отлит бронзовый монумент. В. Гаюи во весь рост, взор его обращён на Франсуа де Лезюера, который, сидя на скамейке, читает написанные выпуклыми буквами слова: «Валентин Гаюи». Левая рука учителя лежит на голове его ученика. На торжественное открытие памятника 10 августа 1861 г. собрались педагоги, воспитанники и выпускники института, приехавшие со всех концов Франции и из других стран Европы. Памятник установлен перед главным фасадом здания Парижского института слепых.

14 мая 1884 г. Франция торжественно отметила 100-летний юбилей открытия Валентином Гаюи первой школы для слепых детей. В нумизматической коллекции «Витрины истории инклюзии» хранится Медаль в честь столетия института слепой молодёжи в Париже, отлитая в честь этого события.

В день рождения В. Гаюи 13 ноября отмечается Международный день слепых.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 35-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: