Гравюра «Слепые и слон», Кацусика Хокусай

ЯпонияНачало XIX в.

Гравюра «Слепые и слон» (18 х 24 см) отсылает к сюжету притчи о слепцах, которые решили выяснить, как же выглядит слон. Но так как каждый ощупывал только отдельную часть тела животного, в результате у всех персонажей сложились разные и, по сути, ложные представления о слоне. Смысл этой аллегории в том, что люди не видят правду и не в состоянии познать истину, потому как субъективны в своих оценках и признают только свою точку зрения. Притчу можно рассматривать и как совет прислушиваться к мнению других, чтобы иметь возможность увидеть какое-то явление в целом.

Эту ксилографию (гравюра на дереве) выполнил японский художник Кацусика Хокусай для своего сборника «Манга» в 15 томах. Сборник, в который входили зарисовки на различные бытовые темы, аллегории, пейзажи, растения и животные, издавался с 1814 по 1878 гг. При этом художник экспериментировал не только с сюжетами, но и со стилем. Дело в том, что жанр этих гравюр можно определить как укиё-э — «картины бренного и быстротекущего мира». Но для их создания Хокусай обратился к эстетскому живописному стилю суми-э, где монохромные картины, выполненные тушью, создавали лирическое, созерцательное настроение. Хокусай также использовал почти однотонный колорит: чёрные, серые краски со светло-бежевыми вкраплениями. Применяя такой «высокий стиль» для вполне прозаических сцен, он утверждал, что всё многообразие жизненных проявлений достойно кисти художника.

Гравюра «Слепые и слон» относилась к восьмому тому «Манга». Печаталась она на двух листах, поэтому в центре видно место склейки. На листе заметна и характерная для бумаги верже «полосатая» фактура. Стоит отметить, что Хокусай немного отступает от сюжета притчи. В истории о слепцах обычно фигурирует шесть персонажей, а здесь их значительно больше. Не без иронии художник отмечал, что слон, он же метафора истинного знания настолько велик для маленьких людей, что увидеть всю суть промысла Божьего они просто не в состоянии.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 416-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Слепые и слон» (18 х 24 см) отсылает к сюжету притчи о слепцах, которые решили выяснить, как же выглядит слон. Но так как каждый ощупывал только отдельную часть тела животного, в результате у всех персонажей сложились разные и, по сути, ложные представления о слоне. Смысл этой аллегории в том, что люди не видят правду и не в состоянии познать истину, потому как субъективны в своих оценках и признают только свою точку зрения. Притчу можно рассматривать и как совет прислушиваться к мнению других, чтобы иметь возможность увидеть какое-то явление в целом.

Эту ксилографию (гравюра на дереве) выполнил японский художник Кацусика Хокусай для своего сборника «Манга» в 15 томах. Сборник, в который входили зарисовки на различные бытовые темы, аллегории, пейзажи, растения и животные, издавался с 1814 по 1878 гг. При этом художник экспериментировал не только с сюжетами, но и со стилем. Дело в том, что жанр этих гравюр можно определить как укиё-э — «картины бренного и быстротекущего мира». Но для их создания Хокусай обратился к эстетскому живописному стилю суми-э, где монохромные картины, выполненные тушью, создавали лирическое, созерцательное настроение. Хокусай также использовал почти однотонный колорит: чёрные, серые краски со светло-бежевыми вкраплениями. Применяя такой «высокий стиль» для вполне прозаических сцен, он утверждал, что всё многообразие жизненных проявлений достойно кисти художника.

Гравюра «Слепые и слон» относилась к восьмому тому «Манга». Печаталась она на двух листах, поэтому в центре видно место склейки. На листе заметна и характерная для бумаги верже «полосатая» фактура. Стоит отметить, что Хокусай немного отступает от сюжета притчи. В истории о слепцах обычно фигурирует шесть персонажей, а здесь их значительно больше. Не без иронии художник отмечал, что слон, он же метафора истинного знания настолько велик для маленьких людей, что увидеть всю суть промысла Божьего они просто не в состоянии.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 416-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: