Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) около 1 млн. солдат из 19 млн. мужского населения Франции были убиты. Многие получили серьёзные ранения и навсегда утратили возможность полноценно трудиться. Это был самый смертоносный конфликт в истории Франции начала XX в.
Уже в начале войны патриотический подъём французского общества сменился на осознание масштабов бедствия. Что в результате привело к пониманию необходимости привлечения всех социальных слоёв к помощи сражавшимся на фронтах.
Для подготовки городских акций по сбору средств в пользу инвалидов, получивших серьёзные увечья, раненых, вдов и сирот формировались специальные комитеты. Члены комитетов продумывали всё организационные моменты, разрабатывали маршруты, привлекали волонтёров. Особое внимание уделялось коммуникационной стратегии. Для привлечения к акциям использовались доступные средства наглядной агитации. Издавались плакаты, открытки, чеканились сувенирные жетоны, отличительные знаки для жертвователей. Чтобы увеличить сборы, к их созданию привлекались дизайнеры с известными именами.
Кружечный сбор был самой популярной формой сбора пожертвований. Он был удобен тем, что дарующие самостоятельно определяли сумму пожертвования. А вскрытие кружек с денежными пожертвованиями проводились в присутствии официальных лиц комитетов. Таким образом, обходились без предварительной бумажной волокиты.
В качестве сувенира и отличительного знака всем, кто делал пожертвования, вручался знак кружечного сбора. Среди предметов, собранных «Витриной истории инклюзии» есть несколько таких знаков-жетонов кружечных сборов периода Первой мировой войны России, Бельгии и два жетона сбора во Франции. Оба французских созданы по дизайну Рене Жюля Лалика (1860–1945 гг.) для сбора пожертвований в «День раненых».
Рене Лалик – известный французский ювелир, дизайнер, предприниматель, один из выдающихся представителей стиля ар нуво. Он прославился своими творениями драгоценностей, парфюмерных флаконов, ваз, предметов интерьера. К 1914 г., к началу Первой мировой войны (1914–1918 гг.) Рене Лалик был знаменит и востребован. Война внесла коррективы в его деятельность и приостановила успешное развитие фабрики под Парижем в Комб-ла-Вилле. Она создавалась на основе купленного в 1913 г. стекольного завода.
Несмотря на то, что деятельность Рене Лалика во время Первой мировой войны плохо отражена в мировой историографии и тонет в потоке литературы о нём как художнике и ювелире, эти годы были важными в его биографии. Рене Лалик активно откликнулся на патриотический призыв общества. В самом начале войны он переоборудовал свой стекольный завод на производство предметов медицинского назначения для больниц и аптек. Завод стал производить обычные изделия в поддержку военных действий Франции. Стекло шло на нужды военных госпиталей.
Рене Лалик направил свой талант и силу своего бренда на поддержку патриотического движения. В разные годы им были созданы более десятка изделий на сбор средств. Выполненные из металла, это были броши, знаки отличия, медали и медальоны. Оригинальные изделия из дорогих металлов продавались на благотворительных аукционах. Тиражи изделий для раздачи во время городских акций с указанием фамилии автора делали из недорогих металлов. Для снижения себестоимости иногда и из прессованного картона.
Рене Лаликом были созданы: медаль из патинированной бронзы «Армейский приют». А также медаль по сбору средств для жертв туберкулеза. И ещё — крест из светлой бронзы в память о французских пехотинцах «День волосатых». «Лохматый», «волосатый» — прозвище французского пехотинца, эквивалентное британскому «Томми». Медаль была создана Рене Лаликом перед Рождеством 25-26 декабря 1915 г. Именно тогда, когда французское правительство санкционировало учреждение Национального дня в честь и поддержку французских солдат. А получила название «День волосатых».
Медаль «День волосатых» и «Армейский приют» хранятся в «Музее Виктории и Альберта» как выдающиеся произведения медальерного искусства.
Знак сбора средств в пользу солдат-инвалидов Первой мировой войны «Медсестра за солдатом-инвалидом», созданном на основе рисунка Рене Лалика, на аверсе (∅ 3 см) имеет рельефное изображение двух людей на фоне восходящего солнца. Изнеможённый мужчина в военной форме и женщина в одежде медицинской сестры смотрят в сторону восхода. Голова мужчины приподнята, женщина склонилась в его сторону и положила на плечо руку в оберегающем жесте. Гармонично вписанные в круг профили двух фигур на фоне поднимающегося из-за горизонта солнца символизируют сестринскую опеку солдат-инвалидов. И внушают волю к жизни, надежду на встречу нового дня. Знак был отчеканен из тяжелого металла с примесью меди. Он выдавался при кружечном сборе во время благотворительной акции «День раненного».
На аверсе знака напись: LALIQUE. Знак крепился к одежде булавкой, припаянной на реверс.
По одному дизайну создавалось сразу несколько вариантов изделий. В дизайне знака сбора средств в пользу солдат-инвалидов Первой мировой войны «Медсестра за солдатом-инвалидом» кроме знака с застёжкой-булавкой был отчеканен круглый нагрудный медальон (∅ 18 мм) из позолоченного металла с припаянной иголкой на реверсе. Знак с застёжкой-булавкой «Медсестра за солдатом-инвалидом» создан для городской акции «День раненного» вместе со знаком сбора средств в пользу раненых солдат «Медсестра и раненый солдат», также хранящимся в «Витрине истории инклюзии».
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 222-3.1