Благотворительные патриотические почтовые марки в пользу воинов и их семейств

Российская Империя1914 г.

Благотворительные патриотические почтовые марки в пользу воинов и их семейств номиналом 1, 3, 7 и 10 копеек были выпущены в 1914 и 1915 гг. Первый и второй выпуск отличал цвет бумаги. Рисунок имел небольшой рельеф. Стоимость марок складывалась из почтового сбора и дополнительного благотворительного. В результате указывалось две цены. В нижней части — продажная стоимость марки.

Изображения носили национально-патриотический характер. На марке с одной копейкой изображался Илья Муромец, легендарный русский богатырь. Две копейки — сцена прощания донского казака с возлюбленной. Семь копеек — аллегорическая фигура России, опекающей детей воинов в образе княгини. Десять копеек — Святой Георгий, поражающий змия. Иллюстратором серии выступил Рихард Германович Зариньш (1869-1939 гг.) — русский и латвийский художник и график.

Зариньш в 1895 г. окончил с отличием Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге по классу гравюры на дереве и офорту. После чего получил стипендию на трёхлетнее обучение в Европе. После возвращения поступил на работу в Экспедицию заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), где дослужился до звания художественного директора. С 1912 до осени 1918 гг., являясь заведующим художественного отдела, он полностью отвечал за качество оформления всех изделий, вплоть до денежных ассигнаций. В мае 1919 г. по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство Высших художественных мастерских. Он так и остался жить в Латвии.

Марки выпускало Императорское женское патриотическое общество. Старейшая и наиболее влиятельная женская общественная организация была создана в декабре 1812 г. Согласно указу императрицы Елизаветы Алексеевны, общество создавалось для помощи пострадавшим в наполеоновской войне 1812 г.

Члены общества разделялись на действительных (только лица женского пола), почётных (вносящих членский взнос, но не участвующих в делах общества) и почётных старшин (внёсших значительный вклад). Делами общества управлял Совет, возглавляемый председательницей, императрицей и вице-председательницей. В Совет входили, как правило, великие княжны и княгини по достижении ими совершеннолетия. Другие дамы – по заслугам в области благотворительности. Все они лично попечительствовали заведениям общества. На их попечении находились учебные, медицинские и благотворительные заведения. Например, организационная и материальная помощь оказывалась Санкт-Петербургскому училищу глухонемых и Глазной лечебнице.

В 1913 г. председателем Совета общества была императрица Александра Фёдоровна. В годы Первой мировой члены общества сосредоточили свои усилия на создании лазаретов для раненых. А также заботились о жертвах войны. Весной 1917 г. учреждения общества вошли в систему образованного Временным Правительством Министерства общественного призрения.

Первые марки Императорское женское патриотическое общество предложило выпускать ещё в 1904 г. Проект почётного старшины общества Ф. Бернштейна звучал так: «выпустить в продажу особые художественные марки трёх, пяти, семи и десятикопеечного достоинства под названием «Патриотических», которые продавались бы… дороже обыкновенных почтовых марок».

После вступления России в Первую мировую войну императорское женское патриотическое общество вновь обратилось к идее использования почтовых марок для благотворительных целей. «Десять лет назад, во время возникновения русско-японской войны, Императорское женское патриотическое общество… предприняло… издание особых почтовых марок <…> Желая в настоящее время вновь прийти на помощь воинам и их семьям, Общество… предполагает возобновить издание патриотических почтовых марок», — говорилось в письме, представленном в Министерство внутренних дел.

Марки первого выпуска, к которым относятся и наши экспонаты, печатались на цветной бумаге: номиналом 1 копейка — кремово-жёлтой, 3 копейки — розовой, 7 копеек — палевый, 10 копеек— светло-голубой.

Продажа благотворительных марок началась в Петрограде 17 ноября 1914 г. Они пользовались повышенным спросом у населения. К примеру, в декабре 1914 г. в Петрограде было продано благотворительных марок 438 700 штук на сумму 26 330 рублей.

В эти же дни благотворительные марки активно рассылались их владельцами по всей России. В почтовых учреждениях были помещены объявления о продаже марок и о разрешении оплачивать ими почтовую корреспонденцию.

16 декабря 1914 г. Императорское женское патриотическое общество обратилось в Главное управление почт и телеграфов с письмом: «Вследствие недостатка крашеной бумаги в ЭЗГБ… мы считаем возможным печатать патриотические почтовые марки на белой бумаге». Рассылка благотворительных почтовых марок второго выпуска началась в феврале 1915 г. В это время журнал «Нива» разместил про них статью. В результате общий тираж марок, отпечатанных на белой бумаге, был больше.

Марки Императорского женского патриотического общества официально применялись в качестве почтовых марок в течение 1914-1917 гг. В этот период ими могли оплачиваться все виды почтовой корреспонденции.

Заключительный этап в истории Патриотических марок наступил во второй половине 1917 г. Министерство почт и телеграфов объявило: «В связи с переменой государственного строя… продажа патриотических почтовых марок прекращается».

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 176-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Благотворительные патриотические почтовые марки в пользу воинов и их семейств номиналом 1, 3, 7 и 10 копеек были выпущены в 1914 и 1915 гг. Первый и второй выпуск отличал цвет бумаги. Рисунок имел небольшой рельеф. Стоимость марок складывалась из почтового сбора и дополнительного благотворительного. В результате указывалось две цены. В нижней части — продажная стоимость марки.

Изображения носили национально-патриотический характер. На марке с одной копейкой изображался Илья Муромец, легендарный русский богатырь. Две копейки — сцена прощания донского казака с возлюбленной. Семь копеек — аллегорическая фигура России, опекающей детей воинов в образе княгини. Десять копеек — Святой Георгий, поражающий змия. Иллюстратором серии выступил Рихард Германович Зариньш (1869-1939 гг.) — русский и латвийский художник и график.

Зариньш в 1895 г. окончил с отличием Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге по классу гравюры на дереве и офорту. После чего получил стипендию на трёхлетнее обучение в Европе. После возвращения поступил на работу в Экспедицию заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), где дослужился до звания художественного директора. С 1912 до осени 1918 гг., являясь заведующим художественного отдела, он полностью отвечал за качество оформления всех изделий, вплоть до денежных ассигнаций. В мае 1919 г. по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство Высших художественных мастерских. Он так и остался жить в Латвии.

Марки выпускало Императорское женское патриотическое общество. Старейшая и наиболее влиятельная женская общественная организация была создана в декабре 1812 г. Согласно указу императрицы Елизаветы Алексеевны, общество создавалось для помощи пострадавшим в наполеоновской войне 1812 г.

Члены общества разделялись на действительных (только лица женского пола), почётных (вносящих членский взнос, но не участвующих в делах общества) и почётных старшин (внёсших значительный вклад). Делами общества управлял Совет, возглавляемый председательницей, императрицей и вице-председательницей. В Совет входили, как правило, великие княжны и княгини по достижении ими совершеннолетия. Другие дамы – по заслугам в области благотворительности. Все они лично попечительствовали заведениям общества. На их попечении находились учебные, медицинские и благотворительные заведения. Например, организационная и материальная помощь оказывалась Санкт-Петербургскому училищу глухонемых и Глазной лечебнице.

В 1913 г. председателем Совета общества была императрица Александра Фёдоровна. В годы Первой мировой члены общества сосредоточили свои усилия на создании лазаретов для раненых. А также заботились о жертвах войны. Весной 1917 г. учреждения общества вошли в систему образованного Временным Правительством Министерства общественного призрения.

Первые марки Императорское женское патриотическое общество предложило выпускать ещё в 1904 г. Проект почётного старшины общества Ф. Бернштейна звучал так: «выпустить в продажу особые художественные марки трёх, пяти, семи и десятикопеечного достоинства под названием «Патриотических», которые продавались бы… дороже обыкновенных почтовых марок».

После вступления России в Первую мировую войну императорское женское патриотическое общество вновь обратилось к идее использования почтовых марок для благотворительных целей. «Десять лет назад, во время возникновения русско-японской войны, Императорское женское патриотическое общество… предприняло… издание особых почтовых марок <…> Желая в настоящее время вновь прийти на помощь воинам и их семьям, Общество… предполагает возобновить издание патриотических почтовых марок», — говорилось в письме, представленном в Министерство внутренних дел.

Марки первого выпуска, к которым относятся и наши экспонаты, печатались на цветной бумаге: номиналом 1 копейка — кремово-жёлтой, 3 копейки — розовой, 7 копеек — палевый, 10 копеек— светло-голубой.

Продажа благотворительных марок началась в Петрограде 17 ноября 1914 г. Они пользовались повышенным спросом у населения. К примеру, в декабре 1914 г. в Петрограде было продано благотворительных марок 438 700 штук на сумму 26 330 рублей.

В эти же дни благотворительные марки активно рассылались их владельцами по всей России. В почтовых учреждениях были помещены объявления о продаже марок и о разрешении оплачивать ими почтовую корреспонденцию.

16 декабря 1914 г. Императорское женское патриотическое общество обратилось в Главное управление почт и телеграфов с письмом: «Вследствие недостатка крашеной бумаги в ЭЗГБ… мы считаем возможным печатать патриотические почтовые марки на белой бумаге». Рассылка благотворительных почтовых марок второго выпуска началась в феврале 1915 г. В это время журнал «Нива» разместил про них статью. В результате общий тираж марок, отпечатанных на белой бумаге, был больше.

Марки Императорского женского патриотического общества официально применялись в качестве почтовых марок в течение 1914-1917 гг. В этот период ими могли оплачиваться все виды почтовой корреспонденции.

Заключительный этап в истории Патриотических марок наступил во второй половине 1917 г. Министерство почт и телеграфов объявило: «В связи с переменой государственного строя… продажа патриотических почтовых марок прекращается».

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 176-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: