Пластинки, изданные по заказу центрального правления ВОС

СССР1950-е гг.

С появлением первых книг слепые пользовались услугами чтецов. Они не имели возможности прочитать книгу. Содержание воспринимали на слух.

После повсеместного распространения литературы с шрифтом Брайля появилась возможность тактильного чтения. Однако, эти книги обладали существенным недостатком – они слишком громоздки и тяжелы. Так, роман Л. Н.Толстого «Война и мир» при переводе в шрифт Брайля составляет 27 больших книг. Размеры каждой из них: 30 см в высоту, 23 см в ширину и 5 см толщиной. Поэтому возникла потребность в более компактных книгах.

Выход подсказала практика усвоения книг на слух. Сейчас есть книги, записанные на аудиокассетах, на компакт-дисках. Однако первым опытом восприятия содержания книги на слух были грампластинки для незрячих.

Открытие звукозаписи  принадлежит Томасу Эдисону (1847–1931). В 1877 году он изобрел фонограф. Уже тогда изобретатель предполагал, что его фонограф может быть использован для создания «фонографических» книг, предназначенных для слепых. Технически фонограф позволял осуществить запись даже крупных произведений.

Идея Т. Эдисона не получила широкого распространения. К началу 1930-х годов появились грампластинки. Грампластинка представляла собой диск. На одной или на обеих сторонах диска была нанесена непрерывная канавка, звуковая дорожка. Именно грампластинкам было суждено на долгое время решить проблему воспроизведения устной речи, музыки, звуков.

Уже к  концу 1950-х годов у книг, переведенных на шрифт Брайля, в России появился мощный конкурент и в то же время союзник – «говорящая» книга. Это была фонограмма, воспроизводящая плоскопечатное издание. Оно могло быть дополнено музыкальными и звуковыми иллюстрациями. Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки.

С начала 1950-х и до середины 1970-х годов наиболее распространённым форматом записи была долгоиграющая пластинка. В СССР первые долгоиграющие грампластинки выходили со скоростями вращения 78 и 33 оборота в минуту. Увеличение продолжительности первых было достигнуто за счёт сужения дорожек. Они рассчитывались уже не на патефонную мембрану, а на лёгкий электрический звукосниматель. Но всё равно время воспроизведения одной стороны не превышало 7 минут.

Первая долгоиграющая пластинка в СССР на 33⅓ оборота была выпущена в 1951 году. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки на 33⅓ об/мин с переменным шагом записи. Это позволило увеличить длительность воспроизведения ещё на 30%  в сравнении с долгоиграющими пластинками на 33⅓ оборота в минуту с постоянным шагом записи.

В СССР долгоиграющие пластинки на 33⅓ оборота в минуту с переменным шагом записи и более узкой канавкой стали выпускаться с 1956 года. С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ оборотов в минуту стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин). К концу 1960-х годов их производство было окончательно свёрнуто. В СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 г.

В 1958 году была выпущена партия долгоиграющих пластинок с литературными записями для инвалидов по зрению. Но на пластинке были записаны произведения, часто исполнявшиеся в то время по радио. Радио в те годы было очень популярно. Незрячие чаще других использовали его в качестве источника самой разнообразной информации. Поэтому эффект новизны выпущенных пластинок отсутствовал. Попытка была неудачной. По заказу Всероссийского общества слепых (ВОС) фирмой «Мелодия» выпускались отдельные партии пластинок с записями литературных произведений. Но они также не получили масштабного распространения.

Другая судьба ждала экспериментальные записи книг на рулонную магнитную ленту. Эти записи производились работниками Российской государственной библиотекой для слепых (РГБС). «Говорящие» книги на магнитной ленте пользовались большим спросом читателей.

Отсчёт популярности «говорящих» книг на новых носителях начинается с книги Ю. Долъд-Михайлика «И один в поле воин». Она записанна сотрудником Республиканской центральной библиотеки для слепых Анатолием Васильевичем Вержбицким(1932–2009) осенью 1958 года. Тогда же им был записан на плёнку роман Э.М. Ремарка «Три товарища» и учебник по философии. А.В. Вержбицкого незрячие читатели стали называть рыцарем «говорящей» книги. Участники эксперимента были отмечены благодарностями и премиями Министерства культуры РСФСР.

В 1961 г. при Республиканской центральной библиотеке для слепых (РЦБС) была организована студия звукозаписи. Это положило начало формированию фонотек в специальных библиотеках для слепых. Среди читателей специальных библиотек появились инвалиды по зрению, которые по каким-либо причинам не смогли или не хотели овладеть системой Брайля. Они предпочитали пользоваться озвученной литературой. Впоследствии таких читателей оказалось большинство.

В 1963 г. студия звукозаписи перешла в ведение  Всероссийского общества слепых (ВОС). К концу 1970-х годов производительность студии достигла 250 названий книг тиражом от 130 до 245 экземпляров каждого названия. Общее звучание оригиналов записей составило 3700 часов. Если бы незрячий читатель захотел прослушать все озвученные книги за год, то он должен был бы этим заниматься не менее 10 часов в день.

Сегодня «говорящая» книга для слепых – это тысячи названий. Среди них  литература для взрослых и детей по самым разнообразным темам и жанрам для разных категорий читателей. Записи –  важный ресурс как для незрячих, так и для людей с нарушениями обучения. К примеру, дислексиков или для тех, кому не хватает двигательных навыков или физических возможностей, чтобы держать в руках печатную книгу.

Произошло новое перекодирование плоскопечатных книг – с графического письма в магнитную запись, а потом в цифровую, электронную. Сегодня появились программы, которые перекодируют информацию с экрана в шрифт Брайля. И вот уже в этом виде выводит её на специальный дисплей. С помощью таких программ незрячий может набирать текст на компьютере. А также озвучивать книги и статьи, помещённые в памяти компьютера, получать информацию из Интернета. Эти технические средства существенно расширили коммуникацию незрячих с информационной средой, сделали его менее зависящим от помощи зрячих людей.

Современные технологии звукозаписи развиваются. Графическое письмо заменяется звуковым воспроизведением печатного текста с помощью магнитофонов, плейеров, компьютеров. В результате такого замещения вместо стандартной для зрячих людей коммуникативной связки «человек – книга» формируется новая, более длинная связка: «незрячий человек – зрячий чтец – плоскопечатная книга». Таким образом, процесс восприятия информации усложняется, становится более трудоемким и несколько замедленным  и имеет свои особенности.

Необычайно возрастает роль слова в коммуникации. Вербальная коммуникация становится ведущей в общении и в других случаях получения информации. Но на каких носителях она не располагалась бы в будущем, все равно останется верным другом, помощником и союзником для всех людей, испытывающих трудности в чтении печатных текстов.

В собрании представлены две пластинки с записями незрячих людей, обладавших музыкальными и певческим талантом.

Один из них Леонид Михайлович Зюзин (1916–1986). Л.М. Зюзин рос в школе-интернате для слепых и глухонемых детей. В 1937 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. В 1943-м он получил диплом и золотую медаль. Имя Л.М. Зюзина в 1943 году занесено на Доску почёта Московской Государственной консерватории. На 1940–1960-е годы приходится пик его концертной активности. Солист Московской филармонии, Л.М. Зюзин выступал в столице, в других городах СССР. С 1945 года он – солист Московской государственной филармонии. С самого начала завоевывает широкую популярность у любителей музыки как незаурядный мастер фортепианной игры. Период концертной деятельности пианиста в 1940–1950 гг. отражен в рецензии музыковеда В. Киселева на одно из выступлений Л. М. Зюзина. Рецензент пишет в 1946 году: «Хороший звук, тонкая педализация, развитая техника и в то же время несомненные темперамент и вкус — таковы черты исполнительского дарования Зюзина». В репертуаре артиста произведения Бетховена, Листа, Шопена, Шумана, Брамса, Грига, Скрябина, Рахманинова.

Один вид слепого музыканта, исполняющего виртуозные сочинения, вызывал у зала восторг. Л.М. Зюзин часто включал и в сольные вечера транскрипции Ф. Листа.

Юрий Димитрин оставил воспоминания о первой встрече с пианистом. Его пригласил на концерт друг: «Он пообещал мне показать (не предоставить возможность послушать‚ а именно показать) играющего на филармонической эстраде слепого пианиста. Я не поверил‚ пошёл и был посрамлён. Действительно‚ совершенно слепой человек – пианист Леонид Зюзин – сыграл первый концерт Ф. Листа для фортепиано с оркестром не только наизусть‚ что само по себе меня поразило‚ но и вообще не видя клавиатуры. Очевидно‚ на меня произвела впечатление не только слепота виртуозно играющего Зюзина‚ но и музыка‚ которую он играл‚ потому что после этого концерта я стал завсегдатаем филармонии.»

Около 30 выступлений пианиста сохранились в фонде радио и на грампластинках.

Другая запись – исполнительницы романсов и народных песен, Лидии Семёновны Рудевской (1911–1995). Она родилась в г. Мариуполе в семье железнодорожного служащего. Незрячей от рождения девочке в трехлетнем возрасте сделали операцию. В результате чего у нее появились светоощущение.

Желание петь у Л.С. Рудевской было всегда. Семья переехала в Белгород. Там она начала выступать с хором клуба железнодорожников. Руководитель коллектива посоветовал девушке серьезно учиться пению.

В 1928 году Л.С. Рудевская переехала в Ленинград и устроилась на работу в Учебно-производственные мастерские ВОС. С 1932 по 1939 годы она трудилась на заводе ЗЭМЭС. Затем по конкурсу поступила в музыкальное училище при консерватории. Училась, продолжая работать.

Л.С. Рудевская обладала красивым колоратурным сопрано. В 1931 году ее приняли в концертную бригаду при Доме просвещения слепых им. В.А. Шелгунова. В конце 1930-х годов Л.С. Рудевская поступила в Ленинградскую консерваторию. Но окончить ее она не успела. Началась Великая Отечественная война.

1 октября 1947 года Л.С. Рудевская вступила в Бюро музыкантов, организованное при Доме просвещения слепых им. В.А. Шелгунова. Позднее оно было преобразовано в Музыкально-эстрадное объединение. Она была зачислена в качестве артистки вокального жанра второй высшей категории. Л.С. Рудевская продолжала выступать, много гастролировала по стране: побывала с концертами в Симферополе, Ялте, Севастополе, Куйбышеве, Молотове (Перми), а также в Удмуртии.

В 1956 году Л.С. Рудевская приняла участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов на лучшее исполнение советской песни и романса. Вручая ей диплом лауреата, значок и денежную премию, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории В.В. Барсова, дала высокую оценку мастерству и вокальным данным певицы.

Трагическое событие произошло в октябре 1957 года. Л.С. Рудевскую сбила машина. Она два с половиной месяца лечилась в больнице, затем – долгий период восстановления. В 1960 году певица была вынуждена покинуть сцену.

За годы творческой деятельности Л.С. Рудевская исполнила около 150 романсов, в том числе дуэтом и трио. По заказу ЦП ВОС на грампластинки были записаны 13 романсов и песен в ее исполнении.

Обе пластинки записаны по заказу Центрального правления Всероссийского общества слепых.

Игру Л.М. Зюзина записали в студии артели «Пластмасс» печально известной по делу «Музыкантов» 1957-1958 годов.

С  1950-х по 1958 год  артель имела собственную студию звукозаписи. В течение почти 10 лет она печатала пластинки только по записям, произведенным в собственной студии. Студия располагалась в одном из производственных зданий артели на Калашниковской (ныне Синопской) набережной Ленинграда. По воспоминаниям современников это был  маленький зал в обычном административном здании. В нем с трудом можно было разместить небольшой оркестр, человек двадцать. Постепенно артель превращалась в хорошо налаженный частный бизнес, в котором трудились и люди с особенностями здоровья.  С 1957 года артель, одна из последних в СССР конца 1950-х годов, перестала существовать. На ее базе открылась фабрика с тем же названием.

В студии были записаны произведения А. Скрябина, А. Лядова, С. Рахманинова, П. Чайковского в исполнении слепого пианиста, солиста Государственной филармонии Л.М. Зюзина. Пластинки с записью его игры из коллекции «Витрины истории инклюзии» – память о творчестве талантливого пианиста и свидетельство завершения эпохи производственных артелей.

В коллекции также находятся пластинки для незрячих с записями басен Крылова.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 162-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

С появлением первых книг слепые пользовались услугами чтецов. Они не имели возможности прочитать книгу. Содержание воспринимали на слух.

После повсеместного распространения литературы с шрифтом Брайля появилась возможность тактильного чтения. Однако, эти книги обладали существенным недостатком – они слишком громоздки и тяжелы. Так, роман Л. Н.Толстого «Война и мир» при переводе в шрифт Брайля составляет 27 больших книг. Размеры каждой из них: 30 см в высоту, 23 см в ширину и 5 см толщиной. Поэтому возникла потребность в более компактных книгах.

Выход подсказала практика усвоения книг на слух. Сейчас есть книги, записанные на аудиокассетах, на компакт-дисках. Однако первым опытом восприятия содержания книги на слух были грампластинки для незрячих.

Открытие звукозаписи  принадлежит Томасу Эдисону (1847–1931). В 1877 году он изобрел фонограф. Уже тогда изобретатель предполагал, что его фонограф может быть использован для создания «фонографических» книг, предназначенных для слепых. Технически фонограф позволял осуществить запись даже крупных произведений.

Идея Т. Эдисона не получила широкого распространения. К началу 1930-х годов появились грампластинки. Грампластинка представляла собой диск. На одной или на обеих сторонах диска была нанесена непрерывная канавка, звуковая дорожка. Именно грампластинкам было суждено на долгое время решить проблему воспроизведения устной речи, музыки, звуков.

Уже к  концу 1950-х годов у книг, переведенных на шрифт Брайля, в России появился мощный конкурент и в то же время союзник – «говорящая» книга. Это была фонограмма, воспроизводящая плоскопечатное издание. Оно могло быть дополнено музыкальными и звуковыми иллюстрациями. Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки.

С начала 1950-х и до середины 1970-х годов наиболее распространённым форматом записи была долгоиграющая пластинка. В СССР первые долгоиграющие грампластинки выходили со скоростями вращения 78 и 33 оборота в минуту. Увеличение продолжительности первых было достигнуто за счёт сужения дорожек. Они рассчитывались уже не на патефонную мембрану, а на лёгкий электрический звукосниматель. Но всё равно время воспроизведения одной стороны не превышало 7 минут.

Первая долгоиграющая пластинка в СССР на 33⅓ оборота была выпущена в 1951 году. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки на 33⅓ об/мин с переменным шагом записи. Это позволило увеличить длительность воспроизведения ещё на 30%  в сравнении с долгоиграющими пластинками на 33⅓ оборота в минуту с постоянным шагом записи.

В СССР долгоиграющие пластинки на 33⅓ оборота в минуту с переменным шагом записи и более узкой канавкой стали выпускаться с 1956 года. С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ оборотов в минуту стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин). К концу 1960-х годов их производство было окончательно свёрнуто. В СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 г.

В 1958 году была выпущена партия долгоиграющих пластинок с литературными записями для инвалидов по зрению. Но на пластинке были записаны произведения, часто исполнявшиеся в то время по радио. Радио в те годы было очень популярно. Незрячие чаще других использовали его в качестве источника самой разнообразной информации. Поэтому эффект новизны выпущенных пластинок отсутствовал. Попытка была неудачной. По заказу Всероссийского общества слепых (ВОС) фирмой «Мелодия» выпускались отдельные партии пластинок с записями литературных произведений. Но они также не получили масштабного распространения.

Другая судьба ждала экспериментальные записи книг на рулонную магнитную ленту. Эти записи производились работниками Российской государственной библиотекой для слепых (РГБС). «Говорящие» книги на магнитной ленте пользовались большим спросом читателей.

Отсчёт популярности «говорящих» книг на новых носителях начинается с книги Ю. Долъд-Михайлика «И один в поле воин». Она записанна сотрудником Республиканской центральной библиотеки для слепых Анатолием Васильевичем Вержбицким(1932–2009) осенью 1958 года. Тогда же им был записан на плёнку роман Э.М. Ремарка «Три товарища» и учебник по философии. А.В. Вержбицкого незрячие читатели стали называть рыцарем «говорящей» книги. Участники эксперимента были отмечены благодарностями и премиями Министерства культуры РСФСР.

В 1961 г. при Республиканской центральной библиотеке для слепых (РЦБС) была организована студия звукозаписи. Это положило начало формированию фонотек в специальных библиотеках для слепых. Среди читателей специальных библиотек появились инвалиды по зрению, которые по каким-либо причинам не смогли или не хотели овладеть системой Брайля. Они предпочитали пользоваться озвученной литературой. Впоследствии таких читателей оказалось большинство.

В 1963 г. студия звукозаписи перешла в ведение  Всероссийского общества слепых (ВОС). К концу 1970-х годов производительность студии достигла 250 названий книг тиражом от 130 до 245 экземпляров каждого названия. Общее звучание оригиналов записей составило 3700 часов. Если бы незрячий читатель захотел прослушать все озвученные книги за год, то он должен был бы этим заниматься не менее 10 часов в день.

Сегодня «говорящая» книга для слепых – это тысячи названий. Среди них  литература для взрослых и детей по самым разнообразным темам и жанрам для разных категорий читателей. Записи –  важный ресурс как для незрячих, так и для людей с нарушениями обучения. К примеру, дислексиков или для тех, кому не хватает двигательных навыков или физических возможностей, чтобы держать в руках печатную книгу.

Произошло новое перекодирование плоскопечатных книг – с графического письма в магнитную запись, а потом в цифровую, электронную. Сегодня появились программы, которые перекодируют информацию с экрана в шрифт Брайля. И вот уже в этом виде выводит её на специальный дисплей. С помощью таких программ незрячий может набирать текст на компьютере. А также озвучивать книги и статьи, помещённые в памяти компьютера, получать информацию из Интернета. Эти технические средства существенно расширили коммуникацию незрячих с информационной средой, сделали его менее зависящим от помощи зрячих людей.

Современные технологии звукозаписи развиваются. Графическое письмо заменяется звуковым воспроизведением печатного текста с помощью магнитофонов, плейеров, компьютеров. В результате такого замещения вместо стандартной для зрячих людей коммуникативной связки «человек – книга» формируется новая, более длинная связка: «незрячий человек – зрячий чтец – плоскопечатная книга». Таким образом, процесс восприятия информации усложняется, становится более трудоемким и несколько замедленным  и имеет свои особенности.

Необычайно возрастает роль слова в коммуникации. Вербальная коммуникация становится ведущей в общении и в других случаях получения информации. Но на каких носителях она не располагалась бы в будущем, все равно останется верным другом, помощником и союзником для всех людей, испытывающих трудности в чтении печатных текстов.

В собрании представлены две пластинки с записями незрячих людей, обладавших музыкальными и певческим талантом.

Один из них Леонид Михайлович Зюзин (1916–1986). Л.М. Зюзин рос в школе-интернате для слепых и глухонемых детей. В 1937 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. В 1943-м он получил диплом и золотую медаль. Имя Л.М. Зюзина в 1943 году занесено на Доску почёта Московской Государственной консерватории. На 1940–1960-е годы приходится пик его концертной активности. Солист Московской филармонии, Л.М. Зюзин выступал в столице, в других городах СССР. С 1945 года он – солист Московской государственной филармонии. С самого начала завоевывает широкую популярность у любителей музыки как незаурядный мастер фортепианной игры. Период концертной деятельности пианиста в 1940–1950 гг. отражен в рецензии музыковеда В. Киселева на одно из выступлений Л. М. Зюзина. Рецензент пишет в 1946 году: «Хороший звук, тонкая педализация, развитая техника и в то же время несомненные темперамент и вкус — таковы черты исполнительского дарования Зюзина». В репертуаре артиста произведения Бетховена, Листа, Шопена, Шумана, Брамса, Грига, Скрябина, Рахманинова.

Один вид слепого музыканта, исполняющего виртуозные сочинения, вызывал у зала восторг. Л.М. Зюзин часто включал и в сольные вечера транскрипции Ф. Листа.

Юрий Димитрин оставил воспоминания о первой встрече с пианистом. Его пригласил на концерт друг: «Он пообещал мне показать (не предоставить возможность послушать‚ а именно показать) играющего на филармонической эстраде слепого пианиста. Я не поверил‚ пошёл и был посрамлён. Действительно‚ совершенно слепой человек – пианист Леонид Зюзин – сыграл первый концерт Ф. Листа для фортепиано с оркестром не только наизусть‚ что само по себе меня поразило‚ но и вообще не видя клавиатуры. Очевидно‚ на меня произвела впечатление не только слепота виртуозно играющего Зюзина‚ но и музыка‚ которую он играл‚ потому что после этого концерта я стал завсегдатаем филармонии.»

Около 30 выступлений пианиста сохранились в фонде радио и на грампластинках.

Другая запись – исполнительницы романсов и народных песен, Лидии Семёновны Рудевской (1911–1995). Она родилась в г. Мариуполе в семье железнодорожного служащего. Незрячей от рождения девочке в трехлетнем возрасте сделали операцию. В результате чего у нее появились светоощущение.

Желание петь у Л.С. Рудевской было всегда. Семья переехала в Белгород. Там она начала выступать с хором клуба железнодорожников. Руководитель коллектива посоветовал девушке серьезно учиться пению.

В 1928 году Л.С. Рудевская переехала в Ленинград и устроилась на работу в Учебно-производственные мастерские ВОС. С 1932 по 1939 годы она трудилась на заводе ЗЭМЭС. Затем по конкурсу поступила в музыкальное училище при консерватории. Училась, продолжая работать.

Л.С. Рудевская обладала красивым колоратурным сопрано. В 1931 году ее приняли в концертную бригаду при Доме просвещения слепых им. В.А. Шелгунова. В конце 1930-х годов Л.С. Рудевская поступила в Ленинградскую консерваторию. Но окончить ее она не успела. Началась Великая Отечественная война.

1 октября 1947 года Л.С. Рудевская вступила в Бюро музыкантов, организованное при Доме просвещения слепых им. В.А. Шелгунова. Позднее оно было преобразовано в Музыкально-эстрадное объединение. Она была зачислена в качестве артистки вокального жанра второй высшей категории. Л.С. Рудевская продолжала выступать, много гастролировала по стране: побывала с концертами в Симферополе, Ялте, Севастополе, Куйбышеве, Молотове (Перми), а также в Удмуртии.

В 1956 году Л.С. Рудевская приняла участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов на лучшее исполнение советской песни и романса. Вручая ей диплом лауреата, значок и денежную премию, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории В.В. Барсова, дала высокую оценку мастерству и вокальным данным певицы.

Трагическое событие произошло в октябре 1957 года. Л.С. Рудевскую сбила машина. Она два с половиной месяца лечилась в больнице, затем – долгий период восстановления. В 1960 году певица была вынуждена покинуть сцену.

За годы творческой деятельности Л.С. Рудевская исполнила около 150 романсов, в том числе дуэтом и трио. По заказу ЦП ВОС на грампластинки были записаны 13 романсов и песен в ее исполнении.

Обе пластинки записаны по заказу Центрального правления Всероссийского общества слепых.

Игру Л.М. Зюзина записали в студии артели «Пластмасс» печально известной по делу «Музыкантов» 1957-1958 годов.

С  1950-х по 1958 год  артель имела собственную студию звукозаписи. В течение почти 10 лет она печатала пластинки только по записям, произведенным в собственной студии. Студия располагалась в одном из производственных зданий артели на Калашниковской (ныне Синопской) набережной Ленинграда. По воспоминаниям современников это был  маленький зал в обычном административном здании. В нем с трудом можно было разместить небольшой оркестр, человек двадцать. Постепенно артель превращалась в хорошо налаженный частный бизнес, в котором трудились и люди с особенностями здоровья.  С 1957 года артель, одна из последних в СССР конца 1950-х годов, перестала существовать. На ее базе открылась фабрика с тем же названием.

В студии были записаны произведения А. Скрябина, А. Лядова, С. Рахманинова, П. Чайковского в исполнении слепого пианиста, солиста Государственной филармонии Л.М. Зюзина. Пластинки с записью его игры из коллекции «Витрины истории инклюзии» – память о творчестве талантливого пианиста и свидетельство завершения эпохи производственных артелей.

В коллекции также находятся пластинки для незрячих с записями басен Крылова.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 162-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: