Медаль «Иисус исцеляет слепого»

ЧехияСередина XVI в.

Медаль «Иисус исцеляет слепого» выполнена в технике литья. Она односторонняя. На небольшой площади 3,3 см в диаметре располагается сложная многофигурная композиция. При этом проработка деталей настолько аккуратная, что можно рассмотреть движение складок одежды и выражение лиц персонажей. Сам сюжет прочитывается в латинской надписи: «Сhristus sputo et manuum impositione sanat coecum». Что можно перевести как: «Христос исцеляет слепого плюновением и возложением рук». Это стих из 9 главы Евангелия от Иоанна, в которой Иисус исцеляет слепого от рождения человека.

Мастерство художника позволяет уловить психологические оттенки в отношении героев. Христос с сочувствием протягивает руки к страдающему слепцу. В то время как два апостола живо обсуждают происходящее, указывая на центральную сцену. Стоит отметить, что за примерно 500 лет медаль почти не стерлась, хотя и использовался при ее изготовлении мягкий металл — олово. На поверхности предмета видны дефекты в виде крошечных углублений. Это так называемые литейные раковины. Вероятно, из-за этого недостатка она была не востребована. На аналогичных медалях такой дефект отсутствует. В результате наш экспонат можно назвать уникальным.

Медаль изготовили известные для своего времени мастера. Отливалась она в мастерской Никеля Милича. Мастер из горнорудного района Богемии (ныне чешский город Яхимов) работал примерно в 1540 – 1573 гг. Для своих медальерных работ в качестве образцов Милич использовал гравюры немецких художников, в частности Ганса Гольбейна. Моделью для нашего экспоната послужил лист № 10 «Христос исцеляет слепого» из серии гравюр «Жизнь Христа» художника Георга Пенца. Он работал сначала в мастерской Альбрехта Дюрера, а позднее уехал учиться в Италию. После своего возвращения, Пенц окончательно осел в Нюрнберге, став в результате официальным художником этого города. К этому периоду примерно 1535 г. и относится его серия «Жизнь Христа», состоящая из 26 гравюр. Чешский медальер ещё неоднократно будет обращаться к гравюрам Пенца.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 132-2
Аудио с историческим описанием:
Видео на русском жестовом языке:

Медаль «Иисус исцеляет слепого» выполнена в технике литья. Она односторонняя. На небольшой площади 3,3 см в диаметре располагается сложная многофигурная композиция. При этом проработка деталей настолько аккуратная, что можно рассмотреть движение складок одежды и выражение лиц персонажей. Сам сюжет прочитывается в латинской надписи: «Сhristus sputo et manuum impositione sanat coecum». Что можно перевести как: «Христос исцеляет слепого плюновением и возложением рук». Это стих из 9 главы Евангелия от Иоанна, в которой Иисус исцеляет слепого от рождения человека.

Мастерство художника позволяет уловить психологические оттенки в отношении героев. Христос с сочувствием протягивает руки к страдающему слепцу. В то время как два апостола живо обсуждают происходящее, указывая на центральную сцену. Стоит отметить, что за примерно 500 лет медаль почти не стерлась, хотя и использовался при ее изготовлении мягкий металл — олово. На поверхности предмета видны дефекты в виде крошечных углублений. Это так называемые литейные раковины. Вероятно, из-за этого недостатка она была не востребована. На аналогичных медалях такой дефект отсутствует. В результате наш экспонат можно назвать уникальным.

Медаль изготовили известные для своего времени мастера. Отливалась она в мастерской Никеля Милича. Мастер из горнорудного района Богемии (ныне чешский город Яхимов) работал примерно в 1540 – 1573 гг. Для своих медальерных работ в качестве образцов Милич использовал гравюры немецких художников, в частности Ганса Гольбейна. Моделью для нашего экспоната послужил лист № 10 «Христос исцеляет слепого» из серии гравюр «Жизнь Христа» художника Георга Пенца. Он работал сначала в мастерской Альбрехта Дюрера, а позднее уехал учиться в Италию. После своего возвращения, Пенц окончательно осел в Нюрнберге, став в результате официальным художником этого города. К этому периоду примерно 1535 г. и относится его серия «Жизнь Христа», состоящая из 26 гравюр. Чешский медальер ещё неоднократно будет обращаться к гравюрам Пенца.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 132-2
Аудио с историческим описанием:
Видео на русском жестовом языке: