Гравюра из серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие», «Безногий Самюэль Хорси»

Англия1803 г.

Гравюра «Самюэль Хорси» относится к серии из трех гравюр «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» (12 х 19 см каждая). Это портреты людей, живших в Лондоне во второй половине XVIII — нач. XIX в.: Сэмюэл Хорси, безногий нищий, Энн Сиггс, хромая нищая, Джон Ричардс, слепой нищий. Ко времени создания портретов, предположительно в 1803 году, им было около 50 лет. Все трое жили на подаяние.

В XVIII — нач. XIX в. человек с физическими ограничениями в результате увечья или ослабленного здоровья, а также жизненных обстоятельств часто не мог обеспечить свое существование. Возможно ему сложно было выдержать конкуренцию. Таким людям, особенно в городах, прежде всего приходилось рассчитывать на благосклонность сердобольных граждан. Скудная помощь поступала и от благотворительных организаций, которые только начинали появляться. Возможно, кому-то едва хватало на пропитание и ветхую одежду. Более успешные могли снять угол или даже небольшую комнатку. Безусловно, были и те, кто жил прямо на улицах, в голоде и холоде.

В то время как нищенство известно с древнейших времен, оно не всегда связано с инвалидностью. К началу XIX в. нищенствующие Лондона составляли довольно пестрый по составу  социальный слой, самый низший в городской иерархии. Среди них были и люди с увечьями, и разорившиеся мелкие торговцы, а также бродяги, пьяницы и бездельники, обманщики и воры, и так называемые «профессиональные нищие».

Интерес общества к ним возрастал. И поэтому было создано много гравюр с изображением нищих, «городских типов». Не все имена художников и граверов дошли до нас. Из трех гравюр серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» известно авторство только одной, портрета Джона Ричардса.

Три гравюры из серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» созданы на закате эпохи Просвещения. Они полностью соответствует особенностям времени: свободомыслию, вере в рациональность, разум. Ей свойственен высокий исследовательский интерес к миру, поиск философских объяснений устройства мироздания. Ученые и философы пытались дать объяснение разнообразию мира, природы и людского общежития, создавая кабинеты редкостей – кунсткамеры, прообразы современных музеев.

Гравюры опубликованы в Лондоне в 1803 г. издателем Р.С. Кирби. О нем, к сожалению, почти ничего не известно. Однако само издание стало популярным. В результате оно неоднократно дополнялось и переиздавалось.

Издание Кирби называлось: «Замечательный и эксцентричный музей Кирби; или Журнал замечательных персонажей. Включая все курьезы природы и искусства, от самого отдаленного периода до настоящего времени, извлеченные из всех подлинных источников. Иллюстрировано ста двадцатью четырьмя гравюрами. В основном взятых из редких и любопытных гравюр или оригинальных рисунков». Его можно было бы назвать «бумажной кунсткамерой». Это был сборник рассказов об интересных и занимательных событиях, курьезах и чудесах, происшествиях и прославившихся чем-то необычным людях.

«Замечательные персонажи»  — это необычные люди, с яркой судьбой известные улицам Лондона. Из статей под гравюрами мы узнаем о них много подробностей. И это позволяет предположить, что автор лично знал их или писал на основании рассказов тех, кто их знал.

Все три гравюры из серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» есть в этом сборнике. Поэтому мы знаем о том, как они попали в сложные жизненные обстоятельства, как они жили.

Из описания под гравюрой Сэмюэля Хорси, безногого нищего, мы узнаем следующее.

Сэмюэль Хорси работал чернорабочим. Ему было всего 19 лет, когда в конце улицы Боу-лейн, недалеко от Чипсайд, с ним случилось несчастье. Его придавило бревном, упавшим с высоты дома. Происшествие привело к ампутации обеих ног.

Ему 55 лет. За время инвалидности он научился передвигаться на специально сконструированном деревянном сидении. Конструкция напоминала детскую лошадку-качалку. Самюэль управлял ею при помощи двух палок, упиравшихся в подмышки.

На гравюре хорошо видны ремни, при помощи которых Самюэль прикреплял себя к доске. Прижав одной рукой палку, чтобы освободить кисть, он держал перевернутую дном шляпу, прося прохожих о подаянии.

Автор статьи акцентирует внимание на внешности Самюэля. Он отмечает его тучность, удивляясь, что при этом Самюэль легко и быстро передвигается на своей деревянной доске. Привлекает внимание рассказчика также и прекрасное телосложение, замечательный цвет лица, свидетельствующий о его хорошем самочувствии. Автор приводит и уличное прозвище Самюэля Хорси – «его обычно называют королем нищих».

«Частое появление человека, от природы крепкого и хорошо сложенного, но теперь столь прискорбно искалеченного, возбуждающего любопытство огромного количества людей, ежедневно проходящих по самым людным улицам этого мегаполиса, было главной причиной этого рассказа о его личности».

Публичность всех трех персонажей, изображенных на гравюрах, с такими разными характерами, проявление к ним интереса со стороны издателя, трансляция через издание особенностей их жизни обществу, позволяет понять уровень отношения общества к инклюзии. В это время начинается осознание государством необходимости решения нужд людей, лишенных способности полноценно участвовать в трудовом процессе. Начинаются создаваться органы социальной опеки. Этому способствовало и понимание серьезности проблемы существования бездомных в городе, зачастую являющихся источником беспорядков.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 128-3.1
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Самюэль Хорси» относится к серии из трех гравюр «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» (12 х 19 см каждая). Это портреты людей, живших в Лондоне во второй половине XVIII — нач. XIX в.: Сэмюэл Хорси, безногий нищий, Энн Сиггс, хромая нищая, Джон Ричардс, слепой нищий. Ко времени создания портретов, предположительно в 1803 году, им было около 50 лет. Все трое жили на подаяние.

В XVIII — нач. XIX в. человек с физическими ограничениями в результате увечья или ослабленного здоровья, а также жизненных обстоятельств часто не мог обеспечить свое существование. Возможно ему сложно было выдержать конкуренцию. Таким людям, особенно в городах, прежде всего приходилось рассчитывать на благосклонность сердобольных граждан. Скудная помощь поступала и от благотворительных организаций, которые только начинали появляться. Возможно, кому-то едва хватало на пропитание и ветхую одежду. Более успешные могли снять угол или даже небольшую комнатку. Безусловно, были и те, кто жил прямо на улицах, в голоде и холоде.

В то время как нищенство известно с древнейших времен, оно не всегда связано с инвалидностью. К началу XIX в. нищенствующие Лондона составляли довольно пестрый по составу  социальный слой, самый низший в городской иерархии. Среди них были и люди с увечьями, и разорившиеся мелкие торговцы, а также бродяги, пьяницы и бездельники, обманщики и воры, и так называемые «профессиональные нищие».

Интерес общества к ним возрастал. И поэтому было создано много гравюр с изображением нищих, «городских типов». Не все имена художников и граверов дошли до нас. Из трех гравюр серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» известно авторство только одной, портрета Джона Ричардса.

Три гравюры из серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» созданы на закате эпохи Просвещения. Они полностью соответствует особенностям времени: свободомыслию, вере в рациональность, разум. Ей свойственен высокий исследовательский интерес к миру, поиск философских объяснений устройства мироздания. Ученые и философы пытались дать объяснение разнообразию мира, природы и людского общежития, создавая кабинеты редкостей – кунсткамеры, прообразы современных музеев.

Гравюры опубликованы в Лондоне в 1803 г. издателем Р.С. Кирби. О нем, к сожалению, почти ничего не известно. Однако само издание стало популярным. В результате оно неоднократно дополнялось и переиздавалось.

Издание Кирби называлось: «Замечательный и эксцентричный музей Кирби; или Журнал замечательных персонажей. Включая все курьезы природы и искусства, от самого отдаленного периода до настоящего времени, извлеченные из всех подлинных источников. Иллюстрировано ста двадцатью четырьмя гравюрами. В основном взятых из редких и любопытных гравюр или оригинальных рисунков». Его можно было бы назвать «бумажной кунсткамерой». Это был сборник рассказов об интересных и занимательных событиях, курьезах и чудесах, происшествиях и прославившихся чем-то необычным людях.

«Замечательные персонажи»  — это необычные люди, с яркой судьбой известные улицам Лондона. Из статей под гравюрами мы узнаем о них много подробностей. И это позволяет предположить, что автор лично знал их или писал на основании рассказов тех, кто их знал.

Все три гравюры из серии «Знаменитые лондонские инвалиды-нищие» есть в этом сборнике. Поэтому мы знаем о том, как они попали в сложные жизненные обстоятельства, как они жили.

Из описания под гравюрой Сэмюэля Хорси, безногого нищего, мы узнаем следующее.

Сэмюэль Хорси работал чернорабочим. Ему было всего 19 лет, когда в конце улицы Боу-лейн, недалеко от Чипсайд, с ним случилось несчастье. Его придавило бревном, упавшим с высоты дома. Происшествие привело к ампутации обеих ног.

Ему 55 лет. За время инвалидности он научился передвигаться на специально сконструированном деревянном сидении. Конструкция напоминала детскую лошадку-качалку. Самюэль управлял ею при помощи двух палок, упиравшихся в подмышки.

На гравюре хорошо видны ремни, при помощи которых Самюэль прикреплял себя к доске. Прижав одной рукой палку, чтобы освободить кисть, он держал перевернутую дном шляпу, прося прохожих о подаянии.

Автор статьи акцентирует внимание на внешности Самюэля. Он отмечает его тучность, удивляясь, что при этом Самюэль легко и быстро передвигается на своей деревянной доске. Привлекает внимание рассказчика также и прекрасное телосложение, замечательный цвет лица, свидетельствующий о его хорошем самочувствии. Автор приводит и уличное прозвище Самюэля Хорси – «его обычно называют королем нищих».

«Частое появление человека, от природы крепкого и хорошо сложенного, но теперь столь прискорбно искалеченного, возбуждающего любопытство огромного количества людей, ежедневно проходящих по самым людным улицам этого мегаполиса, было главной причиной этого рассказа о его личности».

Публичность всех трех персонажей, изображенных на гравюрах, с такими разными характерами, проявление к ним интереса со стороны издателя, трансляция через издание особенностей их жизни обществу, позволяет понять уровень отношения общества к инклюзии. В это время начинается осознание государством необходимости решения нужд людей, лишенных способности полноценно участвовать в трудовом процессе. Начинаются создаваться органы социальной опеки. Этому способствовало и понимание серьезности проблемы существования бездомных в городе, зачастую являющихся источником беспорядков.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 128-3.1
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: