Гравюра «Аллегория глупости», Отто ван Веен

Бельгия1672 г.

Гравюра «Аллегория глупости» (16 х 19 см) была напечатана в брюссельском издании «Эмблем Горация» художника и гуманиста Отто ван Веена (1556-1629 гг.). Книга гравюр ван Веена вышла ещё в 1607 г. Представленная здесь гравюра переиздавалась позднее в «Нравственном театре человеческой жизни» («Le Théâtre moral de la vie humaine»). Именно так назывался брюссельский вариант «Эмблем Горация» 1672 г. Тексты из издания Отто ван Веена дополнялись пояснениями французского поэта и писателя Марен Ле Рой де Гомбервиль.

А первое переиздание на французском языке с пояснениями заказал кардинал Мазарини в 1646 г., в целях воспитания молодого Людовика XIV. Нравоучительная лирика древнеримского поэта Горация охватывала социальные и нравственные проблемы.

Гравюра иллюстрировала одну из глав, посвящённую человеческой жадности и глупости. Одно отрицательное качество порождает другое. Как образно выразился автор: «За одной слепотой следует другая». В качестве примера приводилась история Мидаса. В пояснении к гравюре следует:

«Скупой наказан страхом потерять своё богатство. Этот страх делает его жестоким и глупым. В своей глупости он слеп. И подобно некоторым безумцам, считающим себя мудрецами, он мнёт себя Ахиллесом. Но на самом деле он всего лишь Терсит (антигерой «Иллиады»). Посмотрите на сказочно богатого глупца Мидаса. Вместе с богатством росла и его глупость. Он попросил богов даровать ему возможность обращать в золото всё то, к чему он прикоснулся. Его желание исполнилось. Но при этом он был совершенно не способен ни на что другое, кроме как делать золото. В наказание за свою дерзкую просьбу он потерял разум и способность чувствовать. Мидас находил больше гармонии в хриплых звуках трубы сатира, чем в божественной лире Аполлона».

В верхнем левом углу гравюры как раз и можно наблюдать сцену с сидящим на троне Мидасом. Он делает свой выбор в пользу музыкальных экзерсисов козлоногого сатира.

Пара на переднем плане представляет собой аллегорию глупости и жадности. Женская фигура вручает скупому нелепую шутовскую шапку и гротескный скипетр, символически коронуя его глупцом. Завершает образ ещё один атрибут глупости — хромота и атрибут жадности — слепота.

С обратной стороны гравированного листа отпечатан текст притчи об умирающем скупце. Эта история — демонстрация неутешительного итога всей его жизни.

Стоит отметить, что в Средневековье и эпоху Возрождения физические особенности людей изображались преимущественно в качестве образных выразителей греховности. Таким образом подчеркивались отрицательные качества персонажа. Что можно наблюдать в ещё одной гравюре из «Эмблем Горация» Отто ван Веена.

Тем не менее и в творчестве фламандца присутствует сюжет, актуальный для современного понятия инклюзии.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9698
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Аллегория глупости» (16 х 19 см) была напечатана в брюссельском издании «Эмблем Горация» художника и гуманиста Отто ван Веена (1556-1629 гг.). Книга гравюр ван Веена вышла ещё в 1607 г. Представленная здесь гравюра переиздавалась позднее в «Нравственном театре человеческой жизни» («Le Théâtre moral de la vie humaine»). Именно так назывался брюссельский вариант «Эмблем Горация» 1672 г. Тексты из издания Отто ван Веена дополнялись пояснениями французского поэта и писателя Марен Ле Рой де Гомбервиль.

А первое переиздание на французском языке с пояснениями заказал кардинал Мазарини в 1646 г., в целях воспитания молодого Людовика XIV. Нравоучительная лирика древнеримского поэта Горация охватывала социальные и нравственные проблемы.

Гравюра иллюстрировала одну из глав, посвящённую человеческой жадности и глупости. Одно отрицательное качество порождает другое. Как образно выразился автор: «За одной слепотой следует другая». В качестве примера приводилась история Мидаса. В пояснении к гравюре следует:

«Скупой наказан страхом потерять своё богатство. Этот страх делает его жестоким и глупым. В своей глупости он слеп. И подобно некоторым безумцам, считающим себя мудрецами, он мнёт себя Ахиллесом. Но на самом деле он всего лишь Терсит (антигерой «Иллиады»). Посмотрите на сказочно богатого глупца Мидаса. Вместе с богатством росла и его глупость. Он попросил богов даровать ему возможность обращать в золото всё то, к чему он прикоснулся. Его желание исполнилось. Но при этом он был совершенно не способен ни на что другое, кроме как делать золото. В наказание за свою дерзкую просьбу он потерял разум и способность чувствовать. Мидас находил больше гармонии в хриплых звуках трубы сатира, чем в божественной лире Аполлона».

В верхнем левом углу гравюры как раз и можно наблюдать сцену с сидящим на троне Мидасом. Он делает свой выбор в пользу музыкальных экзерсисов козлоногого сатира.

Пара на переднем плане представляет собой аллегорию глупости и жадности. Женская фигура вручает скупому нелепую шутовскую шапку и гротескный скипетр, символически коронуя его глупцом. Завершает образ ещё один атрибут глупости — хромота и атрибут жадности — слепота.

С обратной стороны гравированного листа отпечатан текст притчи об умирающем скупце. Эта история — демонстрация неутешительного итога всей его жизни.

Стоит отметить, что в Средневековье и эпоху Возрождения физические особенности людей изображались преимущественно в качестве образных выразителей греховности. Таким образом подчеркивались отрицательные качества персонажа. Что можно наблюдать в ещё одной гравюре из «Эмблем Горация» Отто ван Веена.

Тем не менее и в творчестве фламандца присутствует сюжет, актуальный для современного понятия инклюзии.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9698
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: