Игла для вышивания по бархату, производство львовской артели инвалидов

СССРXX в.

Игла для вышивки по бархату, на упаковке есть надписи: «Голка для вишивання пiд бархат», «Артiль iнвалiдiв «Металлiст» — н. Лвiв», «Львiвский Облпромрада».

Родиной бархата принято считать Италию. В ней в XIII в. была учреждена специальная гильдия производителей бархатного полотна. Изначально бархат могли себе позволить лишь богатые и знатные люди в силу его дороговизны. В России же бархат первоначально использовали для создания «Бархатной книги». В неё записывали древние дворянские роды во время правления Алексея Михайловича Романова. Для декорирования царских помещений использовали бархат красного цвета и его оттенков. Русские императрицы изображены на портретах в мантии и нарядах из бархата, причём трон также был обтянут бархатным полотном.

Вскоре после введения НЭПа, ещё во время Гражданской войны, 8 декабря 1921 г. Совет народных комиссаров одобрил создание ВИКО, что позволило трудоустроить ряд инвалидов (в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в специально созданные артели. В большинстве своём это были мужчины, вернувшиеся с Гражданской войны, – победители, энтузиасты, готовые строить новую жизнь. Несмотря на полученные увечья, все они хотели нормально жить и работать, создавать семьи, растить детей.

Подобные предприятия — артели могли создавать в том числе высокотехнологичную технику на уровне передовых производств Европы. Так, ленинградскими артелями во времена ВОВ производился пистолет-пулемёт Судаева, а специализированный артель «Радист» производил современное радиооборудование.

ВИКО было создано на средства самих инвалидов и управлялось пайщиками на демократической основе. Артели ВИКО существовали на полном хозрасчёте: на все свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства ограничивалась лишь налоговыми льготами. В декабре 1939 г. ВИКО переименовали во «Всекоопинсоюз».

К концу 50-х гг. в СССР в рамках Промкооперации еще существовало 4252 инвалидных артелей, а число работающих инвалидов превышало 220 тыс. человек. В 1960 г. объём валовой продукции этих артелей достиг 22 млрд. руб.

После перевода большинства артелей под прямое управление государства производства, где были заняты инвалиды, столкнулись с возрастающей плановой нагрузкой, переводом многих работников в категорию «нетрудоспособных» и иными сложностями. Тем не менее до самого конца СССР предприятия с участием труда инвалидов сохранялись и были широко представлены в номенклатуре производимых товаров.

В коллекции «Витрины истории инклюзии» находятся такие примеры промышленного производства артелей, как кинопроектор «Огонёк» или сигнально-отличительный корабельный фонарь. Это позволяет сделать вывод о том, что артели инвалидов в СССР производили конкурентную продукцию наравне с предприятиями, в которых работали люди без инвалидности.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 844-3

Игла для вышивки по бархату, на упаковке есть надписи: «Голка для вишивання пiд бархат», «Артiль iнвалiдiв «Металлiст» — н. Лвiв», «Львiвский Облпромрада».

Родиной бархата принято считать Италию. В ней в XIII в. была учреждена специальная гильдия производителей бархатного полотна. Изначально бархат могли себе позволить лишь богатые и знатные люди в силу его дороговизны. В России же бархат первоначально использовали для создания «Бархатной книги». В неё записывали древние дворянские роды во время правления Алексея Михайловича Романова. Для декорирования царских помещений использовали бархат красного цвета и его оттенков. Русские императрицы изображены на портретах в мантии и нарядах из бархата, причём трон также был обтянут бархатным полотном.

Вскоре после введения НЭПа, ещё во время Гражданской войны, 8 декабря 1921 г. Совет народных комиссаров одобрил создание ВИКО, что позволило трудоустроить ряд инвалидов (в основном с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в специально созданные артели. В большинстве своём это были мужчины, вернувшиеся с Гражданской войны, – победители, энтузиасты, готовые строить новую жизнь. Несмотря на полученные увечья, все они хотели нормально жить и работать, создавать семьи, растить детей.

Подобные предприятия — артели могли создавать в том числе высокотехнологичную технику на уровне передовых производств Европы. Так, ленинградскими артелями во времена ВОВ производился пистолет-пулемёт Судаева, а специализированный артель «Радист» производил современное радиооборудование.

ВИКО было создано на средства самих инвалидов и управлялось пайщиками на демократической основе. Артели ВИКО существовали на полном хозрасчёте: на все свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства ограничивалась лишь налоговыми льготами. В декабре 1939 г. ВИКО переименовали во «Всекоопинсоюз».

К концу 50-х гг. в СССР в рамках Промкооперации еще существовало 4252 инвалидных артелей, а число работающих инвалидов превышало 220 тыс. человек. В 1960 г. объём валовой продукции этих артелей достиг 22 млрд. руб.

После перевода большинства артелей под прямое управление государства производства, где были заняты инвалиды, столкнулись с возрастающей плановой нагрузкой, переводом многих работников в категорию «нетрудоспособных» и иными сложностями. Тем не менее до самого конца СССР предприятия с участием труда инвалидов сохранялись и были широко представлены в номенклатуре производимых товаров.

В коллекции «Витрины истории инклюзии» находятся такие примеры промышленного производства артелей, как кинопроектор «Огонёк» или сигнально-отличительный корабельный фонарь. Это позволяет сделать вывод о том, что артели инвалидов в СССР производили конкурентную продукцию наравне с предприятиями, в которых работали люди без инвалидности.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 844-3