Аллегорическая гравюра «Возмездие, настигающее грех» (16 х 19 см) была напечатана в брюссельском издании «Эмблем Горация» художника и гуманиста Отто ван Веена (1556-1629 гг.). Книга гравюр ван Веена вышла еще в 1607 г. Представленная здесь гравюра переиздавалась позднее, в «Нравственном театре человеческой жизни» («Le Théâtre moral de la vie humaine»). Именно так назывался брюссельский вариант «Эмблем Горация» 1672 года. Тексты из издания Отто ван Веена дополнялись пояснениями французского поэта и писателя Марин Ле Рой де Гомбервиль.
А первое переиздание на французском языке с пояснениями заказал кардинал Мазарини в 1646 г., в целях воспитания молодого Людовика XIV. Нравоучительная лирика древнеримского поэта Горация охватывала социальные и нравственные проблемы.
Аллегорическая гравюра «Возмездие, настигающее грех» представляет из себя сложное в композиционном плане изображение. На гравюре одноногая женская фигура, аллегория возмездия, держащая колья в одной руке и пучок змей в другой, преследует мужскую фигуру, несущую отрубленные головы. Действие происходит на фоне горящего города. На переднем плане, рядом с жертвенником, лежат обезглавленные тела.
Мужской образ олицетворяет зло, которое совершают люди своими убийствами и разрушениями. В пояснении следует:
«Возмездие следует за грехом, как тень за человеком. Несмотря на то, что возмездие хромо, оно настигнет зло. А если возмездие опаздывает, то это верный признак того, что оно выбирает наказание пострашнее».
В поэтической форме происходящее описывается так:
«Вот ужасные орудия кары небесной,
Чудовища, переполненные яростью:
Посмотри на этих палачей, таких же бесчеловечных, как и ты,
Очень скоро почувствуешь и на себе их смертельный удар».
В нашем собрании есть еще одна гравюра из «Emblemata Horatiana».
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 963-3