Гравюра Жака Калло из серии «Бедствия войны»

Франция1633 г.

Гравюра Жака Калло из серии «Бедствия войны» демонстрирует одну из редких мирных сцен в чреде ужасающих картин военного времени, созданных французским рисовальщиком. На 18 листах разворачиваются сцены убийств, насилия, казней, пыток и мародерства. Офорты (гравюра на меди) были изданы в 1633 г., в период Тридцатилетней войны в Европе. Столь подробное графическое изображение насилия действительно повергает в ужас настолько, что хочется приписать художнику современный негативный взгляд на войну. Но Калло был человеком XVII в. и весьма далёким от пацифистских взглядов.

Прежде всего серия «Бедствия войны» носила назидательный характер. Она предлагала влиятельному и высокопоставленному зрителю обратить внимание на бесчинства солдат и отсутствие дисциплины. Калло и не думал отвергать мысль о необходимости войны, но вестись она должна по правилам. По размышлению художника, на завоёванных территориях, безусловно, необходимо соблюдать порядок, а гражданское население не должно страдать. Идею Калло поддержал и аббат Мишель де Мароль, снабдивший каждую гравюру поучительной надписью.

Последовательность гравюр имеет определённую логику. Сначала солдаты сражаются в бою, а при захвате деревни или города начинают грабить и убивать. Дальнейшие ужасающие сцены казней и пыток являются всего лишь демонстрацией справедливого наказания, которое получили разбушевавшиеся мародёры. В результате виновные несут наказание, а доблестные генералы, как показано в финальной сцене, получают заслуженную награду.

В конце концов, идея о военном благородстве и великодушии победителя возникла у художника и его современника не на пустом месте. Потому как для Тридцатилетней войны было характерно мародёрство и постоянные нападения на мирных жителей. Дело в том, что воюющие страны в основном использовали армии наёмников. И в результате отсутствие оплаты солдатам приводило к таким печальным последствиям.

Только одна гравюра Жака Калло отражает бедственное положение ветеранов в мирное время. И это лист № 15 из нашего собрания. Покалеченные люди толпятся у богадельни в надежде получить хоть какую-то помощь. К тому же текст аббата де Мароль к этой гравюре дополняет картину:

«Voyez que cest du monde et combien de hazard.
Persecutent sans fin les enfans du Dieu Mars.
Les uns estropiez se treinent sur la terre.
Les autres plus heureux sefleuent a la guerre.
Les uns sur un gibet meurent dun coup fatal. Et les autres sen vont du Camp a LHospital»

(«Посмотрите на эту толпу!
Несчастья преследуют детей бога Марса,
Калеки без ног лежат на земле,
А новобранцы собираются на войну.
Одни из них умрут на виселице,
А кто-то прямо с поля боя отправится в госпиталь».)

Стоит отметить, что серия «Бедствия войны» была широко растиражирована. И вот данный экспонат представляет из себя поздний вариант издания примерно между 1646 и 1683 гг. Эта копия (18 х 7 см) была сделана немецким гравёром Мельхиором Кюсселем. Гравюры всегда копируют оригинал в зеркальном отражении. В результате чего это изображение зеркально развернуто по сравнению с оригиналом. Что и заметно в надписи, идущей по карнизу купольного храма.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 63-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра Жака Калло из серии «Бедствия войны» демонстрирует одну из редких мирных сцен в чреде ужасающих картин военного времени, созданных французским рисовальщиком. На 18 листах разворачиваются сцены убийств, насилия, казней, пыток и мародерства. Офорты (гравюра на меди) были изданы в 1633 г., в период Тридцатилетней войны в Европе. Столь подробное графическое изображение насилия действительно повергает в ужас настолько, что хочется приписать художнику современный негативный взгляд на войну. Но Калло был человеком XVII в. и весьма далёким от пацифистских взглядов.

Прежде всего серия «Бедствия войны» носила назидательный характер. Она предлагала влиятельному и высокопоставленному зрителю обратить внимание на бесчинства солдат и отсутствие дисциплины. Калло и не думал отвергать мысль о необходимости войны, но вестись она должна по правилам. По размышлению художника, на завоёванных территориях, безусловно, необходимо соблюдать порядок, а гражданское население не должно страдать. Идею Калло поддержал и аббат Мишель де Мароль, снабдивший каждую гравюру поучительной надписью.

Последовательность гравюр имеет определённую логику. Сначала солдаты сражаются в бою, а при захвате деревни или города начинают грабить и убивать. Дальнейшие ужасающие сцены казней и пыток являются всего лишь демонстрацией справедливого наказания, которое получили разбушевавшиеся мародёры. В результате виновные несут наказание, а доблестные генералы, как показано в финальной сцене, получают заслуженную награду.

В конце концов, идея о военном благородстве и великодушии победителя возникла у художника и его современника не на пустом месте. Потому как для Тридцатилетней войны было характерно мародёрство и постоянные нападения на мирных жителей. Дело в том, что воюющие страны в основном использовали армии наёмников. И в результате отсутствие оплаты солдатам приводило к таким печальным последствиям.

Только одна гравюра Жака Калло отражает бедственное положение ветеранов в мирное время. И это лист № 15 из нашего собрания. Покалеченные люди толпятся у богадельни в надежде получить хоть какую-то помощь. К тому же текст аббата де Мароль к этой гравюре дополняет картину:

«Voyez que cest du monde et combien de hazard.
Persecutent sans fin les enfans du Dieu Mars.
Les uns estropiez se treinent sur la terre.
Les autres plus heureux sefleuent a la guerre.
Les uns sur un gibet meurent dun coup fatal. Et les autres sen vont du Camp a LHospital»

(«Посмотрите на эту толпу!
Несчастья преследуют детей бога Марса,
Калеки без ног лежат на земле,
А новобранцы собираются на войну.
Одни из них умрут на виселице,
А кто-то прямо с поля боя отправится в госпиталь».)

Стоит отметить, что серия «Бедствия войны» была широко растиражирована. И вот данный экспонат представляет из себя поздний вариант издания примерно между 1646 и 1683 гг. Эта копия (18 х 7 см) была сделана немецким гравёром Мельхиором Кюсселем. Гравюры всегда копируют оригинал в зеркальном отражении. В результате чего это изображение зеркально развернуто по сравнению с оригиналом. Что и заметно в надписи, идущей по карнизу купольного храма.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 63-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: