Пьеса «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» принадлежит перу Иоганна Вольфганга фон Гёте. Первая публикация пьесы относится к 1773 г. Из-за своей популярности она многократно переиздавалась. Наш экспонат представляет собой раннее третье издание 1775 г., вышедшее во Франкфурте и Лейпциге.
Почти сразу после создания пьесы, в 1774 г. на берлинской сцене вышла постановка драмы с одноименным названием. Она имела сенсационный успех и принесла автору славу. Пьеса шла шесть дней подряд, что в те времена было редкостью.
Гёте стал признанным идеологом литературного движения «буря и натиск». Пьеса «Гёц фон Берлихинген» пробудила вдохновение литераторов того времени. От гётевского «Гёца» идёт вереница образов, сильных характеров, несломленных духом героев. Пьеса стала крупным литературным событием Германии и мировой литературы.
Действие пьесы происходит в XVI в., когда не существовало единой Германии. Страна была раздроблена на множество независимых феодальных государств, находившихся в постоянной вражде друг с другом. Особенно бурными были 20-ые годы XVI в., когда в основном и происходят описанные события.
Главный герой, рыцарь Готфрид (сокращённое имя Гёц) фон Берлихинген под пером Гёте стал выразителем новых смыслов, созвучных вызовам современности.
Прототип героя – рыцарь, живший в XV- XVI вв., Готфрид фон Берлихинген (1480-1562 гг.) Воспитанный в рыцарских традициях отцом и дядей, он в 15 лет связал свою жизнь с военным делом. Берлихинген сражался в многочисленных междоусобных войнах раздробленной Германии. В 24 г. он перенёс ампутацию правой руки, после которой заказал оружейникам протез. Дожил до 82 лет, что по тем временам и его образе жизни было удивительным. Умер в своем имении. После 60-ти он жил уединённо и только изредка участвовал в боях. Это позволило ему создать интересные мемуары, вдохновлявшие литераторов, художников и поэтов последующих поколений на создание разного рода произведений.
Гёте не строго придерживался жизнеописания своего героя. Он создал образ, в котором некоторые черты Гёца — мужество, независимый характер, были созвучны настроениям общества Германии конца XVIII в. В жизни Берлихинген был, безусловно, другим. Его реальный образ соответствовал жестокой эпохе междоусобных войн, социальных волнений, разбойничьих нападений.
«Гёц был действительно волком. Грабеж был его ремеслом, а мелкие смелые стычки — его главным наслаждением», – писал о нём А.В. Луначарский.
Герой пьесы, в отличие от своего исторического прототипа, погибает в темнице города Гейльброн. Гёте придаёт намеренный трагизм финалу всей истории. С рыцарем в последние минуты жизни остаётся его верная жена Елизавета и отважный воин Лерсе. Раны, полученные Гёцем в финальном сражении, почти зажили, но его терзают душевные переживания: потеря верных людей, гибель друзей. Доброе имя Берлихингена запятнано связью с разбойниками, сжигавшими замки. Он потерял всё, что у него было.
Можно сказать, что реальному персонажу в жизни повезло намного больше. Персонаж Гёте напрямую был детищем эпохи романтизма с его патетичным повествованием, чувствительностью и эмоциональностью героев.
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 4706-2