Гравюра «Нищий калека», Давид Винкбонс

НидерландыОколо 1600 г.

Гравюра «Нищий калека» (8 x 10 см) Давида Винкбонса (1576–1632 гг.) – великолепный образец гравёрного искусства знаменитого нидерландского художника и гравёра, сыгравшего важную роль в развитии жанровой живописи в Нидерландах.

На ней изображены три фигуры. Две на первом плане в диагональном движении от зрителя, и третья статичная, указывает направление движения.

Давид Винкбонс — представитель династии художников. Его творчество развивалось под влиянием Питера Брейгеля Старшего. Одной из главных тем Давида Винкбонса, также как и Питера Брейгеля Старшего, был крестьянский быт.

Перед нами три бедно одетых человека: мужчина, женщина и ребёнок. Вероятно, это обедневшая крестьянская семья. Они перемещаются по стране в поисках заработка или подаяния. Все фигуры занимают центральное место на гравюре и почти всё пространство композиции. В то же время главной является выдвинутая на первый план фигура мужчины — главы семьи. Он – динамический центр композиции, задающий ей движение.

Главенствующее положение мужчины подтверждается и тем, что именно он ведёт за руку маленького ребенка. Судя по изображению, женщина ждёт второго. Вот поэтому семье особенно нужен кров и пропитание.

Мужчина угрюмо, но упорно бредёт в направлении, указанном женщиной. Его спина ссутулилась. На ногах лохмотья изношенной обуви. Он прошёл долгий путь, и дорога была трудной. Его больные ноги едва передвигаются. Он помогает себе двумя  палками. Одежда выглядит потрёпанной.

Привлекающая взгляд зрителя деталь – нож на поясе мужчины. Несмотря на то, что размер ножа меньше больших голландских ножей для народных дуэлей, он вполне при необходимости мог стать боевым оружием. Подобные стычки стали следствием кровавой субкультуры Голландии — времени затяжных военных конфликтов, в которые оказался вовлечён простой народ. Возможность использования в качестве оружия привязанного к поясу ножа подтверждает и висящий рядом круглый войлочный щит. Подобные «войлочные шляпы» могли использоваться в поединке для защиты.

Винкбонс не случайно располагает эти детали так, чтобы зритель мог хорошо их рассмотреть. Возможно, они говорят об участии мужчины в восстаниях против испанского гнёта, где он и получил травму ног. Эти детали явно подчеркивают характер мужчины.

Женщина, указывающая путь, одета в многослойные одежды. Поверх нижней рубахи длинный жилет с корсетной шнуровкой, из-под которого виден небольшой воротник простого кроя. На голове характерная для того времени соломенная шляпа, надетая на чепец. В правой руке палка, помогающая ей при ходьбе. Она несет корзинку с легким скарбом. Волосы выбились из-под чепца, рот приоткрыт в разговоре, а левая рука и палец правой указывают на виднеющееся впереди поселение. Вероятно, это та цель, где семью ждёт помощь.

Несмотря на монохромность гравюры, мы видим, что одежда изображённых на ней светлого цвета. Возможно, она цветная, что убеждает в их крестьянском происхождении. Богатые предпочитали одежду чёрного цвета, который более соответствовал пуританскому кальвинистскому духу. При этом в изготовлении такой одежды использовался более дорогой пигмент.

Потрёпанность, ветхость и дыры на одежде изображённых на гравюре «Нищий калека» свидетельствуют о низком социальном статусе семьи.

Население Нидерландов во второй половине XVI в. пережило социальные, политические, религиозные потрясения. Это было время борьбы за независимость от испанского престола. Основная тяжесть военных конфликтов легла на плечи крестьян, составлявших основное население страны.

Гравюра создана в самом начале XVII в., когда в Нидерландах, переживших долгие десятилетия войн и революцию, начался период экономического расцвета. В истории Голландии он называется «золотым веком». Развитие торговли, дешёвые источники энергии, изобилие финансов, приток квалифицированной рабочей силы привели к увеличению числа богатых жителей страны. В свою очередь, состоятельные граждане способствовали расцвету науки и искусства.

В борьбе с католицизмом, насаждавшимся испанцами, в стране распространился кальвинизм. Именно он стал основой протестантской трудовой этики. Однако нет сведений о том, что Винкбонс был её ярым сторонником. Известно, что его дети не были крещены в кальвинистской церкви. Многим произведениям его живописи присущ сатирический уклон. Как и у Брейгеля, сатира была направлена против высших слоёв общества: против патрициев, аристократии, военных.

Во времена Брейгеля мало заботились о нищих. И в гравюре Винкбонса «Нищий калека» мы не видим сочувствия художника к изображаемым. Герои не выглядят обречёнными и поверженными. В их образах скрыта мощь и упорство, желание жить и готовность защищать себя. Художественный образ, созданный Винкбонсом, – скорее призыв обществу обратить внимание на крестьянское население страны, вынужденное нищенствовать. В то время как именно оно сыграло не последнюю роль в обеспечении процветания и богатства Нидерландов.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 419-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Нищий калека» (8 x 10 см) Давида Винкбонса (1576–1632 гг.) – великолепный образец гравёрного искусства знаменитого нидерландского художника и гравёра, сыгравшего важную роль в развитии жанровой живописи в Нидерландах.

На ней изображены три фигуры. Две на первом плане в диагональном движении от зрителя, и третья статичная, указывает направление движения.

Давид Винкбонс — представитель династии художников. Его творчество развивалось под влиянием Питера Брейгеля Старшего. Одной из главных тем Давида Винкбонса, также как и Питера Брейгеля Старшего, был крестьянский быт.

Перед нами три бедно одетых человека: мужчина, женщина и ребёнок. Вероятно, это обедневшая крестьянская семья. Они перемещаются по стране в поисках заработка или подаяния. Все фигуры занимают центральное место на гравюре и почти всё пространство композиции. В то же время главной является выдвинутая на первый план фигура мужчины — главы семьи. Он – динамический центр композиции, задающий ей движение.

Главенствующее положение мужчины подтверждается и тем, что именно он ведёт за руку маленького ребенка. Судя по изображению, женщина ждёт второго. Вот поэтому семье особенно нужен кров и пропитание.

Мужчина угрюмо, но упорно бредёт в направлении, указанном женщиной. Его спина ссутулилась. На ногах лохмотья изношенной обуви. Он прошёл долгий путь, и дорога была трудной. Его больные ноги едва передвигаются. Он помогает себе двумя  палками. Одежда выглядит потрёпанной.

Привлекающая взгляд зрителя деталь – нож на поясе мужчины. Несмотря на то, что размер ножа меньше больших голландских ножей для народных дуэлей, он вполне при необходимости мог стать боевым оружием. Подобные стычки стали следствием кровавой субкультуры Голландии — времени затяжных военных конфликтов, в которые оказался вовлечён простой народ. Возможность использования в качестве оружия привязанного к поясу ножа подтверждает и висящий рядом круглый войлочный щит. Подобные «войлочные шляпы» могли использоваться в поединке для защиты.

Винкбонс не случайно располагает эти детали так, чтобы зритель мог хорошо их рассмотреть. Возможно, они говорят об участии мужчины в восстаниях против испанского гнёта, где он и получил травму ног. Эти детали явно подчеркивают характер мужчины.

Женщина, указывающая путь, одета в многослойные одежды. Поверх нижней рубахи длинный жилет с корсетной шнуровкой, из-под которого виден небольшой воротник простого кроя. На голове характерная для того времени соломенная шляпа, надетая на чепец. В правой руке палка, помогающая ей при ходьбе. Она несет корзинку с легким скарбом. Волосы выбились из-под чепца, рот приоткрыт в разговоре, а левая рука и палец правой указывают на виднеющееся впереди поселение. Вероятно, это та цель, где семью ждёт помощь.

Несмотря на монохромность гравюры, мы видим, что одежда изображённых на ней светлого цвета. Возможно, она цветная, что убеждает в их крестьянском происхождении. Богатые предпочитали одежду чёрного цвета, который более соответствовал пуританскому кальвинистскому духу. При этом в изготовлении такой одежды использовался более дорогой пигмент.

Потрёпанность, ветхость и дыры на одежде изображённых на гравюре «Нищий калека» свидетельствуют о низком социальном статусе семьи.

Население Нидерландов во второй половине XVI в. пережило социальные, политические, религиозные потрясения. Это было время борьбы за независимость от испанского престола. Основная тяжесть военных конфликтов легла на плечи крестьян, составлявших основное население страны.

Гравюра создана в самом начале XVII в., когда в Нидерландах, переживших долгие десятилетия войн и революцию, начался период экономического расцвета. В истории Голландии он называется «золотым веком». Развитие торговли, дешёвые источники энергии, изобилие финансов, приток квалифицированной рабочей силы привели к увеличению числа богатых жителей страны. В свою очередь, состоятельные граждане способствовали расцвету науки и искусства.

В борьбе с католицизмом, насаждавшимся испанцами, в стране распространился кальвинизм. Именно он стал основой протестантской трудовой этики. Однако нет сведений о том, что Винкбонс был её ярым сторонником. Известно, что его дети не были крещены в кальвинистской церкви. Многим произведениям его живописи присущ сатирический уклон. Как и у Брейгеля, сатира была направлена против высших слоёв общества: против патрициев, аристократии, военных.

Во времена Брейгеля мало заботились о нищих. И в гравюре Винкбонса «Нищий калека» мы не видим сочувствия художника к изображаемым. Герои не выглядят обречёнными и поверженными. В их образах скрыта мощь и упорство, желание жить и готовность защищать себя. Художественный образ, созданный Винкбонсом, – скорее призыв обществу обратить внимание на крестьянское население страны, вынужденное нищенствовать. В то время как именно оно сыграло не последнюю роль в обеспечении процветания и богатства Нидерландов.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 419-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: