Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск»

НидерландыКонец XVI в.

Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск» создана Филиппом Галле (1537 – 1612 гг.). Он был известным опытным гравёром. Совершенствуясь в мастерстве, он знал и изучал металлографию. Галле издавал и продавал гравюры, карты и атласы. В результате ему удалось организовать дело, ставшее семейным бизнесом, которое он и передал наследникам.

Известно, что он создал несколько гравюр по работам религиозного художника Мартена ван Хеемскерка (1498 — 1574 гг.). Более того, в раннем творчестве на время стал его гравёром. Так, одна из них, о происшествии с фарисеем Савлом по пути в Дамаск, была особенно популярной, поэтому она нередко копировалась другими гравёрами и переиздавалась.

Причиной её популярности, вероятно, стала художественная композиция, по которой даже неграмотный мог прочитать сюжет. Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск» содержит три временных среза. В центре то, что происходит сейчас, справа — прошлое, а слева — будущее, к которому стремится действие.

На переднем плане в центре выстроились в ряд три самые крупные из изображённых фигур. А следовательно, эта группа составляет основу композиции. Они изображены с оружием и в доспехах римских легионеров. В центре группы физически крепкий человек с прорисованным рельефом мышц идёт на полусогнутых ногах, прикрыв глаза и обречённо склонив голову. Его ведут двое, придерживая за руки. Человек совершенно беспомощен, он не может передвигаться самостоятельно. Именно он и есть главный герой повествования. Его роль подчеркивается дважды центральным положением: он — центр группы, расположенной в центре композиции. По развивающимся одеждам изображённых видна динамичность их движения в стремлении дойти до цели. Они ведут героя драмы из Иерусалима, изображённого справа, в Дамаск, обозначенный слева.

Под гравюрой указание на 9 главу «Деяния Апостолов», в которой описано происходящее. Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск» переиздавалась в Библии для бедных. Большинство людей не умели читать, но, как правило,  знали содержание глав Деяний святых Апостолов из проповедей христианских священников. В 9 главе речь идет о Павле, или, как его звали в Иерусалиме, Савле. Он был фарисеем, прославившимся  гонением христиан и участием в их истреблении. В конечном счёте, он решил отправиться в Дамаск, чтобы пленить тех, кто бежал от расправы. Необходимо было  вернуть их в Иерусалим для предания римским властям. Дамаск в это время присоединился к Риму в качестве провинции.

Сцена в правой стороне гравюры посвящена происшествию, которое привело Савла к физической беспомощности. Небо внезапно разверзлось, и из-под облаков полился столп света. В результате он упал прямо на группу людей, следовавших вместе с Савлом в Дамаск. Свет настолько ярок, что на него невозможно смотреть. И люди отворачиваются, пытаясь защититься. Один же всадник, упав с коня, лежит прямо под яростными лучами, обратив лицо к свету. Это Савл, повернувшийся в сторону источника света. В отличие от остальных, он слышит  голос: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?». Более того, поднявшись, Савл понял, что не видит с открытыми глазами. Так в Библии описан эпизод ослепления Савла небесным светом, пролившимся по воле Господа, в наказание за преследование христиан.

Изображение этой сцены должно было вызвать в религиозном сознании жителя Нидерландов конца XVI в. сложные чувства. Возможно, это ужас от гнева Господа, сочувствие к человеку, получившему серьёзное увечье, и одновременно удовлетворение от справедливости наказания. Человек испытывал глубокое переживание за близких, страдающих потерей зрения. Для верующих христиан также было естественным восприятие болезни как наказания за грех. Вот поэтому сюжет гравюры им был понятен.

Сегодня медики с позиций рационального мышления дают свою трактовку библейскому сюжету, воспринимая его как притчу. Медицине известна потеря зрения в результате сильнейшего эмоционального потрясения. Случай описывается как истерическое состояние, при котором сильные переживания человека переходят в болезненный симптом.

Это так называемая истерическая слепота: резкое снижение или, более того, потеря способности видеть. Она не связана с офтальмологией, а является нервным заболеванием. В медицинской практике известны случаи полной потери зрения из-за нервного перенапряжения. В ситуации с Савлом нервное потрясение могло быть усилено также звуковой галлюцинацией гневного обвинения божественным защитником за преследование невинных людей. Вне религиозной трактовки библейского сюжета для объяснения его внезапной слепоты приводятся версии теплового удара или, возможно, удара молнии.

Слева мы видим Дамаск, в который спокойно входит спешившийся всадник. Путь в город открыт, и Савл, безусловно, войдёт в него, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу. Ведь тот же голос велел ему продолжать свой путь и обещал открыть ему смысл этого пути по приходу в город. Выражение «путь в Дамаск» в конечном счете стало нарицательным. Оно означает ключевой момент в судьбе человека, потрясение, после которого он перестаёт видеть и воспринимать всё, как раньше. Дальнейшая история Савла проиллюстрирована в других гравюрах нашей коллекции из Германии и более поздней из Нидерландов.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 364-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск» создана Филиппом Галле (1537 – 1612 гг.). Он был известным опытным гравёром. Совершенствуясь в мастерстве, он знал и изучал металлографию. Галле издавал и продавал гравюры, карты и атласы. В результате ему удалось организовать дело, ставшее семейным бизнесом, которое он и передал наследникам.

Известно, что он создал несколько гравюр по работам религиозного художника Мартена ван Хеемскерка (1498 — 1574 гг.). Более того, в раннем творчестве на время стал его гравёром. Так, одна из них, о происшествии с фарисеем Савлом по пути в Дамаск, была особенно популярной, поэтому она нередко копировалась другими гравёрами и переиздавалась.

Причиной её популярности, вероятно, стала художественная композиция, по которой даже неграмотный мог прочитать сюжет. Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск» содержит три временных среза. В центре то, что происходит сейчас, справа — прошлое, а слева — будущее, к которому стремится действие.

На переднем плане в центре выстроились в ряд три самые крупные из изображённых фигур. А следовательно, эта группа составляет основу композиции. Они изображены с оружием и в доспехах римских легионеров. В центре группы физически крепкий человек с прорисованным рельефом мышц идёт на полусогнутых ногах, прикрыв глаза и обречённо склонив голову. Его ведут двое, придерживая за руки. Человек совершенно беспомощен, он не может передвигаться самостоятельно. Именно он и есть главный герой повествования. Его роль подчеркивается дважды центральным положением: он — центр группы, расположенной в центре композиции. По развивающимся одеждам изображённых видна динамичность их движения в стремлении дойти до цели. Они ведут героя драмы из Иерусалима, изображённого справа, в Дамаск, обозначенный слева.

Под гравюрой указание на 9 главу «Деяния Апостолов», в которой описано происходящее. Гравюра «Павел слепнет на пути в Дамаск» переиздавалась в Библии для бедных. Большинство людей не умели читать, но, как правило,  знали содержание глав Деяний святых Апостолов из проповедей христианских священников. В 9 главе речь идет о Павле, или, как его звали в Иерусалиме, Савле. Он был фарисеем, прославившимся  гонением христиан и участием в их истреблении. В конечном счёте, он решил отправиться в Дамаск, чтобы пленить тех, кто бежал от расправы. Необходимо было  вернуть их в Иерусалим для предания римским властям. Дамаск в это время присоединился к Риму в качестве провинции.

Сцена в правой стороне гравюры посвящена происшествию, которое привело Савла к физической беспомощности. Небо внезапно разверзлось, и из-под облаков полился столп света. В результате он упал прямо на группу людей, следовавших вместе с Савлом в Дамаск. Свет настолько ярок, что на него невозможно смотреть. И люди отворачиваются, пытаясь защититься. Один же всадник, упав с коня, лежит прямо под яростными лучами, обратив лицо к свету. Это Савл, повернувшийся в сторону источника света. В отличие от остальных, он слышит  голос: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?». Более того, поднявшись, Савл понял, что не видит с открытыми глазами. Так в Библии описан эпизод ослепления Савла небесным светом, пролившимся по воле Господа, в наказание за преследование христиан.

Изображение этой сцены должно было вызвать в религиозном сознании жителя Нидерландов конца XVI в. сложные чувства. Возможно, это ужас от гнева Господа, сочувствие к человеку, получившему серьёзное увечье, и одновременно удовлетворение от справедливости наказания. Человек испытывал глубокое переживание за близких, страдающих потерей зрения. Для верующих христиан также было естественным восприятие болезни как наказания за грех. Вот поэтому сюжет гравюры им был понятен.

Сегодня медики с позиций рационального мышления дают свою трактовку библейскому сюжету, воспринимая его как притчу. Медицине известна потеря зрения в результате сильнейшего эмоционального потрясения. Случай описывается как истерическое состояние, при котором сильные переживания человека переходят в болезненный симптом.

Это так называемая истерическая слепота: резкое снижение или, более того, потеря способности видеть. Она не связана с офтальмологией, а является нервным заболеванием. В медицинской практике известны случаи полной потери зрения из-за нервного перенапряжения. В ситуации с Савлом нервное потрясение могло быть усилено также звуковой галлюцинацией гневного обвинения божественным защитником за преследование невинных людей. Вне религиозной трактовки библейского сюжета для объяснения его внезапной слепоты приводятся версии теплового удара или, возможно, удара молнии.

Слева мы видим Дамаск, в который спокойно входит спешившийся всадник. Путь в город открыт, и Савл, безусловно, войдёт в него, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу. Ведь тот же голос велел ему продолжать свой путь и обещал открыть ему смысл этого пути по приходу в город. Выражение «путь в Дамаск» в конечном счете стало нарицательным. Оно означает ключевой момент в судьбе человека, потрясение, после которого он перестаёт видеть и воспринимать всё, как раньше. Дальнейшая история Савла проиллюстрирована в других гравюрах нашей коллекции из Германии и более поздней из Нидерландов.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 364-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: