Тарелка к благотворительной акции сбора денег на Дом Инвалидов в Москве

Российская Империя1916 г.

В коллекции «Витрины истории инклюзии» есть фаянсовая тарелка к благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве (∅ 25,5 см). Она белого цвета с розовой каймой, надписями. В центре — изображение двух мужчин с увечьями в солдатской форме времён Первой мировой войны. Внизу подпись художника Дмитрия Ивановича Мельникова (1889-1966? гг.). На обратной стороне клеймо изготовителя: герб Российской империи и лента под ним. Клеймо зелёного цвета. Надпись на ленте: Товарищества М.С. Кузнецова. Под лентой буквы: Т.Ф.

Буквы под лентой указывают на место производства тарелки: Тверская фабрика. В 1889 г. Тверская фабрика была продана наследниками династии Ауэрбахов, бывших владельцев фабрики, Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846–1911 гг.) вместе с долговыми обязательствами. Фабрика заработала по-новому, вошла в созданное им «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». На фабрике был разработан большой ассортимент майоликовых изделий: кувшины, вазы, статуэтки, кружки, блюда, маслёнки, сахарницы, коробочки, изразцы, киоты для икон. Выпускалась и качественная сувенирная продукция к памятным датам, наборы для оформления торжеств. В мае 1896 г. фабрика получила престижный заказ изготовления памятных подарков к торжеству коронации Николая II: памятные блюда, кружки.

Из надписей на тарелке известно, что она создана для проведения благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве.

На лицевой стороне читается: «Торговцы Москвы – солдатам – инвалидам. Москвичи! 24-го сентября все торговцы города Москвы отчисляют 5% с продажи дня на Дом инвалидов». Другая надпись свидетельствует о том, что подготовкой акции занимался Комитет по организации однодневного сбора «День розничной торговли г. Москвы на Дом инвалидов».

Благотворительность в России приобрела широкий размах и самобытные формы ещё до Первой мировой войны. Активное участие принимали все сословия: дворянство, купечество, мещанство, крестьянство. И, конечно, члены императорской семьи. В пике развития института частной благотворительности благотворительные общества России исчислялись тысячами. После событий 1917 г. была проведена национализация имущества частных благотворительных организаций.

В начале XX в. благотворительные собрания, ярмарки, лотереи, спектакли, концерты, однодневные акции в пользу социально уязвимых слоёв общества приобрели особую популярность. День белого цветка, День колоса ржи, День розового цветка, День вереска, День дубового листка – эти и многие другие акции зазвучали в условиях войны по-новому.

Первая мировая война внесла в этот процесс свои коррективы. Военное время серьёзно повлияло на адресатов сборов. В помощи нуждались вдовы, сироты, раненные в боях воины, потерявшие способность к полноценному труду. Отдельную категорию нуждающихся составили увечные воины, перенёсшие ампутацию конечностей. По данным статистики, за период войны число ампутантов исчислялось десятками тысяч. К весне 1917 г. из армии было уволено в связи с разной степенью инвалидности 600 тыс. человек. Из них 50-70 тыс. человек нуждались в протезах. На полях сражений Первой мировой возник феномен современной войны. Это когда 60-70% ранений приходится на конечности. К 1915 г. потребность в Домах инвалидов возросла.

Среди воинов, получивших увечья на фронте, инвалиды с ампутированными конечностями составляли особую группу. Оставлять их при госпиталях, где они занимали больничные койки, необходимые вновь прибывшим раненным бойцам, было невозможно. Их возврат к мирной жизни стал после ампутации чрезвычайно затруднителен. Были и те, для кого возвращение в семью по разным причинам стало крайне сложным. Некоторые не хотели возвращаться, не желая превратиться в обузу. А от других семьи сами отказывались. Родные привозили их в Москву и оставляли на попечение общественных организаций.

Постепенно проблема разрасталась. Уже зимой 1915 г. к её решению подключились не только государственные, но и общественные силы. И к осени 1915 г. началась работа над оказанием широкой планомерной помощи увечным. Тем, которые после окончания лечения не могли продолжать службу, полностью или частично утратив трудоспособность. Системная помощь шла сразу по нескольким направлениям: лечение и развитие санитарно-курортных учреждений, трудовая реабилитация, создание учреждений и организаций для призрения неспособных к труду.

Призрение увечных воинов было возложено на Особую комиссию Верховного совета по призрению воинских чинов. Она выступала источником финансирования. В устройстве инвалидных домов участвовал широкий круг общественных организаций. Среди них местные отделения Елизаветинского комитета и Главные комитеты Земского союза и Союза городов.

В Москве была организована благотворительная акция сбора средств для Дома инвалидов. В городе их ко времени акции было всего несколько. Среди них Николаевская Измайловская военная богадельня, Шереметевский дом призрения штаб-офицеров и обер-офицеров, состоящий в ведении Опекунского совета. А также Московское Александровское убежище для увечных и престарелых воинов русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (здания убежища не сохранились). И приют св. Пантелеймона для призрения увечных воинов русско-турецкой войны 1877—1878 гг., учрежденный в память взятия Плевны.

Для привлечения к участию в акции требовалось информационное сопровождение. Издавались призывные плакаты, публиковались объявления и подробные инструкции по участию всех желающих, информацию о местах сбора помощи.

Событие, к которому была создана хранящаяся в «Витрине истории инклюзии» тарелка к благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве было не единственным. Известен плакат сбора на Дом инвалидов с призывом: «Ваш покой герои сохранили дорогою ценой и ваш святой долг дать им приют».

Автором рисунка тарелки к благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве был талантливый график Дмитрий Иванович Мельников(1889-1966? гг.). О Мельникове известно не много, несмотря на то, что его работы хранятся в музейных собраниях и библиотеках и вызывают интерес коллекционеров. В 1917 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё в годы учебы проявил себя хорошим рисовальщиком и сотрудничал с журналами. Его послереволюционное творчество известно лучше, чем ранний период, в который был создан рисунок. Известно, что его талант проявился в области агитационного и политического плаката, журнальной иллюстрации. Работал Д.И. Мельников и во время Великой Отечественной войны над плакатами «Окон ТАСС».

Художник создал удивительно лаконичные и выразительные образы двух увечных солдат. Один из которых после ампутации нижней конечности на костылях, а у другого ампутирована рука. Обе полученные травмы, перенесённые ампутации, крайне сложно совместить и с возвращением на фронт, и с продолжением обычной жизни в тылу. Не случайно этот образ использовался в коммуникационной компании — благотворительной акции сбора денег на строительство Дома инвалидов не только на тарелке, но и на известном плакате. Экземпляр плаката хранится в Государственном историческом музее.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 146-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

В коллекции «Витрины истории инклюзии» есть фаянсовая тарелка к благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве (∅ 25,5 см). Она белого цвета с розовой каймой, надписями. В центре — изображение двух мужчин с увечьями в солдатской форме времён Первой мировой войны. Внизу подпись художника Дмитрия Ивановича Мельникова (1889-1966? гг.). На обратной стороне клеймо изготовителя: герб Российской империи и лента под ним. Клеймо зелёного цвета. Надпись на ленте: Товарищества М.С. Кузнецова. Под лентой буквы: Т.Ф.

Буквы под лентой указывают на место производства тарелки: Тверская фабрика. В 1889 г. Тверская фабрика была продана наследниками династии Ауэрбахов, бывших владельцев фабрики, Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846–1911 гг.) вместе с долговыми обязательствами. Фабрика заработала по-новому, вошла в созданное им «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». На фабрике был разработан большой ассортимент майоликовых изделий: кувшины, вазы, статуэтки, кружки, блюда, маслёнки, сахарницы, коробочки, изразцы, киоты для икон. Выпускалась и качественная сувенирная продукция к памятным датам, наборы для оформления торжеств. В мае 1896 г. фабрика получила престижный заказ изготовления памятных подарков к торжеству коронации Николая II: памятные блюда, кружки.

Из надписей на тарелке известно, что она создана для проведения благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве.

На лицевой стороне читается: «Торговцы Москвы – солдатам – инвалидам. Москвичи! 24-го сентября все торговцы города Москвы отчисляют 5% с продажи дня на Дом инвалидов». Другая надпись свидетельствует о том, что подготовкой акции занимался Комитет по организации однодневного сбора «День розничной торговли г. Москвы на Дом инвалидов».

Благотворительность в России приобрела широкий размах и самобытные формы ещё до Первой мировой войны. Активное участие принимали все сословия: дворянство, купечество, мещанство, крестьянство. И, конечно, члены императорской семьи. В пике развития института частной благотворительности благотворительные общества России исчислялись тысячами. После событий 1917 г. была проведена национализация имущества частных благотворительных организаций.

В начале XX в. благотворительные собрания, ярмарки, лотереи, спектакли, концерты, однодневные акции в пользу социально уязвимых слоёв общества приобрели особую популярность. День белого цветка, День колоса ржи, День розового цветка, День вереска, День дубового листка – эти и многие другие акции зазвучали в условиях войны по-новому.

Первая мировая война внесла в этот процесс свои коррективы. Военное время серьёзно повлияло на адресатов сборов. В помощи нуждались вдовы, сироты, раненные в боях воины, потерявшие способность к полноценному труду. Отдельную категорию нуждающихся составили увечные воины, перенёсшие ампутацию конечностей. По данным статистики, за период войны число ампутантов исчислялось десятками тысяч. К весне 1917 г. из армии было уволено в связи с разной степенью инвалидности 600 тыс. человек. Из них 50-70 тыс. человек нуждались в протезах. На полях сражений Первой мировой возник феномен современной войны. Это когда 60-70% ранений приходится на конечности. К 1915 г. потребность в Домах инвалидов возросла.

Среди воинов, получивших увечья на фронте, инвалиды с ампутированными конечностями составляли особую группу. Оставлять их при госпиталях, где они занимали больничные койки, необходимые вновь прибывшим раненным бойцам, было невозможно. Их возврат к мирной жизни стал после ампутации чрезвычайно затруднителен. Были и те, для кого возвращение в семью по разным причинам стало крайне сложным. Некоторые не хотели возвращаться, не желая превратиться в обузу. А от других семьи сами отказывались. Родные привозили их в Москву и оставляли на попечение общественных организаций.

Постепенно проблема разрасталась. Уже зимой 1915 г. к её решению подключились не только государственные, но и общественные силы. И к осени 1915 г. началась работа над оказанием широкой планомерной помощи увечным. Тем, которые после окончания лечения не могли продолжать службу, полностью или частично утратив трудоспособность. Системная помощь шла сразу по нескольким направлениям: лечение и развитие санитарно-курортных учреждений, трудовая реабилитация, создание учреждений и организаций для призрения неспособных к труду.

Призрение увечных воинов было возложено на Особую комиссию Верховного совета по призрению воинских чинов. Она выступала источником финансирования. В устройстве инвалидных домов участвовал широкий круг общественных организаций. Среди них местные отделения Елизаветинского комитета и Главные комитеты Земского союза и Союза городов.

В Москве была организована благотворительная акция сбора средств для Дома инвалидов. В городе их ко времени акции было всего несколько. Среди них Николаевская Измайловская военная богадельня, Шереметевский дом призрения штаб-офицеров и обер-офицеров, состоящий в ведении Опекунского совета. А также Московское Александровское убежище для увечных и престарелых воинов русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (здания убежища не сохранились). И приют св. Пантелеймона для призрения увечных воинов русско-турецкой войны 1877—1878 гг., учрежденный в память взятия Плевны.

Для привлечения к участию в акции требовалось информационное сопровождение. Издавались призывные плакаты, публиковались объявления и подробные инструкции по участию всех желающих, информацию о местах сбора помощи.

Событие, к которому была создана хранящаяся в «Витрине истории инклюзии» тарелка к благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве было не единственным. Известен плакат сбора на Дом инвалидов с призывом: «Ваш покой герои сохранили дорогою ценой и ваш святой долг дать им приют».

Автором рисунка тарелки к благотворительной акции сбора денег на Дом инвалидов в Москве был талантливый график Дмитрий Иванович Мельников(1889-1966? гг.). О Мельникове известно не много, несмотря на то, что его работы хранятся в музейных собраниях и библиотеках и вызывают интерес коллекционеров. В 1917 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё в годы учебы проявил себя хорошим рисовальщиком и сотрудничал с журналами. Его послереволюционное творчество известно лучше, чем ранний период, в который был создан рисунок. Известно, что его талант проявился в области агитационного и политического плаката, журнальной иллюстрации. Работал Д.И. Мельников и во время Великой Отечественной войны над плакатами «Окон ТАСС».

Художник создал удивительно лаконичные и выразительные образы двух увечных солдат. Один из которых после ампутации нижней конечности на костылях, а у другого ампутирована рука. Обе полученные травмы, перенесённые ампутации, крайне сложно совместить и с возвращением на фронт, и с продолжением обычной жизни в тылу. Не случайно этот образ использовался в коммуникационной компании — благотворительной акции сбора денег на строительство Дома инвалидов не только на тарелке, но и на известном плакате. Экземпляр плаката хранится в Государственном историческом музее.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 146-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: