Гравюра «Вид трапезной дома инвалидов в Париже» (26 х 40 см) выполнена французским географом и картографом Николя де Фером (1646-1720 гг.) для второго тома «Атласа мира» («L’Atlas curieux ou le Monde»). Этот атлас представлял из себя сборник архитектурных видов и планов, а также карт Нового и Старого света, отдельных стран и городов. В частности, несколько листов демонстрировали виды и планы Дома инвалидов в Париже.
Дом инвалидов стал для Франции первым пансионом для демобилизованных солдат, посвятивших свою жизнь служению монархии. В результате многочисленных военных конфликтов встал вопрос о дальнейшем обеспечении и бытовом устройстве ветеранов. В 1670 г. по совету военного министра Людовик XIV решил основать Дом призрения. Строительство длилось до 1706 г. А первые пансионеры смогли заселиться уже в 1674 г.
При планировке здания за основу брался испанский Эскориал. В результате здание церкви получилось настолько впечатляющим, что Людовик XIV подумывал поместить сюда собственную усыпальницу. Но реализовать эту идею получилось только для Наполеона, похороненного здесь же в 1840 г. Гравюра, дающая представление о внешнем виде архитектурного комплекса, также представлена в нашем собрании.
Гравюра «Вид трапезной дома инвалидов в Париже» подробно рассказывает о быте его обитателей. Слева и справа от рисунка идёт текст, объясняющий происходящее. Гравюра даёт представление о масштабах ежедневной трапезы ветеранов. Зал мог вместить одновременно 1500 человек. Было четыре таких помещения. Стены трапезной украшались росписями сцен из военной кампании против Фландрии. Надо отметить, что дисциплина в пансионе была жёсткая, и процесс приёма пищи строго регламентировался. Итак, на переднем плане стоит одноногий часовой, следящий за тем, чтобы никто не входил и не выходил во время еды. В центр помещён стол для тех, кто был замечен в пьянстве и хулиганстве. Вместо вина им полагалась только вода. Справа от стола провинившихся – раздатчики хлеба, а слева — разносчики мяса. Каждую неделю здесь съедалось двадцать быков, двадцать телят и сто овец. При Доме инвалидов имелась ещё мясная лавка, пекарня и огороды.
По причине того, что желающих поступить на полный пансион в Дом инвалидов было велико, то приходилось выдвигать строгие критерии приёма. Для ветеранов без инвалидности предполагался срок службы в двадцать лет. В то время как увеченные солдаты должны были иметь неизлечимый недуг, который требовал постоянного медицинского контроля. В случае нарушения дисциплины пансионер исключался без сохранения пенсии. Жители Дома инвалидов также имели возможность работать. Здесь существовали гобеленовые, гравюрные, швейные и сапожные мастерские.
Примечательно, но Дом инвалидов до сих пор сохраняет свою первоначальную функцию. Здесь проживают и проходят лечение как военные, так и гражданские лица, пострадавшие во время терактов.