Раскрашенная гравюра «Смерть и калека» из серии «Танец смерти»

ГерманияXVIII в.

Раскрашенная гравюра «Смерть и калека» (10,5 х 11,5 см) является воспроизведением популярного средневекового сюжета. Эта сцена относится к базельскому варианту. В Базеле на кладбищенской стене возле церкви Проповедников (Predigerkirche) была размещена развёрнутая фресковая композиция «Танец смерти». Всевозможные интерпретации «Танца смерти» (лат. mortissaltatio) являлись аллегорией бренности человеческого бытия. В смертельном пляске кружились представители разных сословий.

В XVII в. гравёр и художник Маттеус Мериан Старший (1593-1650 гг.) визуально разделяет общую композицию фрески на отдельные сцены и переносит копии изображений на медные пластины. Первое издание с офортами вышло еще при жизни Маттеуса, в 1616 г. Потом книга переиздавалась его сыновьями. Изображения также сопровождались стихами на немецком и французском языках в форме диалога. В 1744 г. швейцарский мастер Жак-Энтони Шовен делает копии гравюр Маттеуса. 

На гравюрах пританцовывающая смерть тянет за собой страдальцев, которые норовят вырваться и сбежать. Смерть в шутливой форме передразнивает их. Волоча за собой рыцаря в доспехах, она облачается в доспехи рядом с богато одетой дворянкой она кокетливо заворачивается в шаль. С нашим героем, бедным калекой, смерть общается, опираясь на костыль.

Она обращается к нему:
«Иди ко мне, хромой на костылях;
Смерть хочет танцевать с тобой:
Мир бренный больше недоступен для тебя,
Иди ко мне и потанцуй.»

Калека отвечает:
«С бедным калекой в мире земном,
Дружбу водить никто не хотел,
Но смерть свою дружбу ему предложила,
Как-будто богат и знатен он был».

Из этой же серии изображений в нашей коллекции присутствует гравюра Шовена «Слепой и смерть».

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9662
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Раскрашенная гравюра «Смерть и калека» (10,5 х 11,5 см) является воспроизведением популярного средневекового сюжета. Эта сцена относится к базельскому варианту. В Базеле на кладбищенской стене возле церкви Проповедников (Predigerkirche) была размещена развёрнутая фресковая композиция «Танец смерти». Всевозможные интерпретации «Танца смерти» (лат. mortissaltatio) являлись аллегорией бренности человеческого бытия. В смертельном пляске кружились представители разных сословий.

В XVII в. гравёр и художник Маттеус Мериан Старший (1593-1650 гг.) визуально разделяет общую композицию фрески на отдельные сцены и переносит копии изображений на медные пластины. Первое издание с офортами вышло еще при жизни Маттеуса, в 1616 г. Потом книга переиздавалась его сыновьями. Изображения также сопровождались стихами на немецком и французском языках в форме диалога. В 1744 г. швейцарский мастер Жак-Энтони Шовен делает копии гравюр Маттеуса. 

На гравюрах пританцовывающая смерть тянет за собой страдальцев, которые норовят вырваться и сбежать. Смерть в шутливой форме передразнивает их. Волоча за собой рыцаря в доспехах, она облачается в доспехи рядом с богато одетой дворянкой она кокетливо заворачивается в шаль. С нашим героем, бедным калекой, смерть общается, опираясь на костыль.

Она обращается к нему:
«Иди ко мне, хромой на костылях;
Смерть хочет танцевать с тобой:
Мир бренный больше недоступен для тебя,
Иди ко мне и потанцуй.»

Калека отвечает:
«С бедным калекой в мире земном,
Дружбу водить никто не хотел,
Но смерть свою дружбу ему предложила,
Как-будто богат и знатен он был».

Из этой же серии изображений в нашей коллекции присутствует гравюра Шовена «Слепой и смерть».

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9662
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: