Гравюра «Аллегория слепоты» из книги Петрарки

Германия1560 г.

Гравюра к немецкому изданию трактата — диалога «О средствах против превратностей судьбы» итальянского гуманиста Петрарки. Ксилография к аугсбургскому изданию выполнена неизвестным художником, обозначающимся под именем «Мастера Петрарки». В тех диалогах, где речь идёт о болезнях, можно встретить, в основном, болезни старости: подагру, слепоту, глухоту, бессонницу, зубную боль, потерю памяти, болезни голеней. В некоторых случаях, автор предлагает способы лечения, в остальных — использует утешение. При этом не ограничиваясь только отвлечёнными рассуждениями, а используя мифологические или исторические примеры. Он припоминает мифического провидца Тиресия, «глаза которого были слепы, но ум зорок»; указывает на римского гражданина Гая Друза, который, будучи слепым, «видел, каким путём прийти к победе в судебном деле» и рассказывает о слепом богемском короле Иоанне, принимавшем участие в сражении.

На данной странице размещена гравюра с лежащим человеком, привязанным к столу, держащим в руках книгу. В это время над его головой склонился другой человек, вероятно, устанавливающий глазной протез. В то же время, рядом присутствует женщина, которой птица когтями вырывает глаза. На заднем фоне виден пожилой мужчина, с повязкой на глазах, тростью и собакой-поводырем.

Франческо Петрарка (1304-1374) — великий итальянский поэт, исследователь древности — является родоначальником гуманистической культуры эпохи Возрождения; наряду с Данте и Дж. Боккаччо считается создателем итальянского литературного языка. Русскому читателю Петрарка известен как поэт, оказавший большое влияние на развитие европейской лирики. Среди его произведений — трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках. Между тем основную часть его творчества составляют прозаические сочинения, написанные на латинском языке. Трактат «О средствах против превратностей судьбы» создан по образцу античных философских произведений в форме диалогов; в нём множество вставных новелл, исторических и бытовых анекдотов — всё это делает его чтение не только познавательным, но и увлекательным. Это сочинение Петрарка начал писать в старости и работал над ним много лет. Трактат состоит из 254 диалогов, в которых затрагиваются различные политические, социальные, эстетические и этические темы. Среди них довольно много диалогов посвящено рассуждениям о человеческом теле, о болезнях и телесном здоровье. Диалоги ведутся между вымышленными аллегорическими персонажами Печалью и Разумом. Печаль жалуется на то, как она страдает от разных телесных недугов, а Разум убеждает своего оппонента в том, что всё можно преодолеть с помощью силы духа и добродетели.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 423642
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра к немецкому изданию трактата — диалога «О средствах против превратностей судьбы» итальянского гуманиста Петрарки. Ксилография к аугсбургскому изданию выполнена неизвестным художником, обозначающимся под именем «Мастера Петрарки». В тех диалогах, где речь идёт о болезнях, можно встретить, в основном, болезни старости: подагру, слепоту, глухоту, бессонницу, зубную боль, потерю памяти, болезни голеней. В некоторых случаях, автор предлагает способы лечения, в остальных — использует утешение. При этом не ограничиваясь только отвлечёнными рассуждениями, а используя мифологические или исторические примеры. Он припоминает мифического провидца Тиресия, «глаза которого были слепы, но ум зорок»; указывает на римского гражданина Гая Друза, который, будучи слепым, «видел, каким путём прийти к победе в судебном деле» и рассказывает о слепом богемском короле Иоанне, принимавшем участие в сражении.

На данной странице размещена гравюра с лежащим человеком, привязанным к столу, держащим в руках книгу. В это время над его головой склонился другой человек, вероятно, устанавливающий глазной протез. В то же время, рядом присутствует женщина, которой птица когтями вырывает глаза. На заднем фоне виден пожилой мужчина, с повязкой на глазах, тростью и собакой-поводырем.

Франческо Петрарка (1304-1374) — великий итальянский поэт, исследователь древности — является родоначальником гуманистической культуры эпохи Возрождения; наряду с Данте и Дж. Боккаччо считается создателем итальянского литературного языка. Русскому читателю Петрарка известен как поэт, оказавший большое влияние на развитие европейской лирики. Среди его произведений — трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках. Между тем основную часть его творчества составляют прозаические сочинения, написанные на латинском языке. Трактат «О средствах против превратностей судьбы» создан по образцу античных философских произведений в форме диалогов; в нём множество вставных новелл, исторических и бытовых анекдотов — всё это делает его чтение не только познавательным, но и увлекательным. Это сочинение Петрарка начал писать в старости и работал над ним много лет. Трактат состоит из 254 диалогов, в которых затрагиваются различные политические, социальные, эстетические и этические темы. Среди них довольно много диалогов посвящено рассуждениям о человеческом теле, о болезнях и телесном здоровье. Диалоги ведутся между вымышленными аллегорическими персонажами Печалью и Разумом. Печаль жалуется на то, как она страдает от разных телесных недугов, а Разум убеждает своего оппонента в том, что всё можно преодолеть с помощью силы духа и добродетели.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 423642
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: