Гравюра с портретом аббата Шарля-Мишеля де л’Эпe

Франция1840-50-е гг.

Гравюра с портретом аббата Шарля-Мишеля де л’Эпe (19 х 25 см) выполнена швейцарским гравёром Жоржем Франсуа Луи Жакемо (1806-1880 гг.). Под портретом стоит его подпись «Jaquemat». Еще ниже под инициалами аббата «Abbe de l’Epee» различима надпись: «durch Kunst-Verlag. W. Creuzbauer in Karlsruhe». Из чего мы узнаем, что гравюра была отпечатана издательством Вильгельма Кройцбауэра в Карлсруэ.

Торговец произведениями искусства Вильгельм Кройцбауэр в 1828 г. стал главой художественного издательства. С 1832 по 1871 гг. он занимался продажей книг и литографий собственного производства. Известно, что гравёр Луи Жакемо с 1842 по 1856 гг. работал в Карлсруэ. Именно на этот период и пришлось его сотрудничество с Кройцбауэром.

Шарль-Мишель де л’Эпе (1712-1789 гг.) – аббат французской католической церкви и один из основоположников сурдопедагогики. В 1760-х гг. де л’Эпе наблюдал пару глухих сестёр, общавшихся с помощью жестов. После этого он решил заняться изучением и развитием жестового языка. Демонстрация этого языка при французском королевском дворе позволила аббату открыть в Париже первую во Франции школу для глухих, существующую и по сей день. Также де л’Эпе способствовал развитию и унификации французского жестового языка. Спустя два года после смерти аббата, в 1791 г. Национальное собрание признало его «Благодетелем человечества» (фр. bienfaiteur de l’humanité), а также постановило, что на глухих распространяются права и свободы гражданина во Франции.

Надо заметить, что основной своей целью аббат видел в развитии религиозного образования среди глухих. Люди, способные к языку, имеют возможность принимать христианские таинства, а значит имеют возможность на спасение. Между тем зародившаяся в это время немецкая школа Самуэля Хейнике по обучению глухонемых демонстрировала больший прагматизм. Немецкий педагог считал, что для того, чтобы найти своё место в обществе, глухие люди должны научиться использовать разговорный язык. А использование языка жеста может замедлить процесс обучения разговорному. По мнению Хейнике, глухонемые должны научиться читать по губам и освоить устную речь.

Французская и немецкая система постоянно конфликтовали друг с другом. Но стоит отметить, что в Российской Империи в конечном счёте победила система Хейнике. В конце XIX в. программа обучения в Санкт-Петербургском училище глухонемых базировалась на методике устной речи, что позволило его выпускникам гораздо быстрее адаптироваться в обществе.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9651
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра с портретом аббата Шарля-Мишеля де л’Эпe (19 х 25 см) выполнена швейцарским гравёром Жоржем Франсуа Луи Жакемо (1806-1880 гг.). Под портретом стоит его подпись «Jaquemat». Еще ниже под инициалами аббата «Abbe de l’Epee» различима надпись: «durch Kunst-Verlag. W. Creuzbauer in Karlsruhe». Из чего мы узнаем, что гравюра была отпечатана издательством Вильгельма Кройцбауэра в Карлсруэ.

Торговец произведениями искусства Вильгельм Кройцбауэр в 1828 г. стал главой художественного издательства. С 1832 по 1871 гг. он занимался продажей книг и литографий собственного производства. Известно, что гравёр Луи Жакемо с 1842 по 1856 гг. работал в Карлсруэ. Именно на этот период и пришлось его сотрудничество с Кройцбауэром.

Шарль-Мишель де л’Эпе (1712-1789 гг.) – аббат французской католической церкви и один из основоположников сурдопедагогики. В 1760-х гг. де л’Эпе наблюдал пару глухих сестёр, общавшихся с помощью жестов. После этого он решил заняться изучением и развитием жестового языка. Демонстрация этого языка при французском королевском дворе позволила аббату открыть в Париже первую во Франции школу для глухих, существующую и по сей день. Также де л’Эпе способствовал развитию и унификации французского жестового языка. Спустя два года после смерти аббата, в 1791 г. Национальное собрание признало его «Благодетелем человечества» (фр. bienfaiteur de l’humanité), а также постановило, что на глухих распространяются права и свободы гражданина во Франции.

Надо заметить, что основной своей целью аббат видел в развитии религиозного образования среди глухих. Люди, способные к языку, имеют возможность принимать христианские таинства, а значит имеют возможность на спасение. Между тем зародившаяся в это время немецкая школа Самуэля Хейнике по обучению глухонемых демонстрировала больший прагматизм. Немецкий педагог считал, что для того, чтобы найти своё место в обществе, глухие люди должны научиться использовать разговорный язык. А использование языка жеста может замедлить процесс обучения разговорному. По мнению Хейнике, глухонемые должны научиться читать по губам и освоить устную речь.

Французская и немецкая система постоянно конфликтовали друг с другом. Но стоит отметить, что в Российской Империи в конечном счёте победила система Хейнике. В конце XIX в. программа обучения в Санкт-Петербургском училище глухонемых базировалась на методике устной речи, что позволило его выпускникам гораздо быстрее адаптироваться в обществе.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9651
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: