Гравюра «Консультация врачей» (22 х 28 см) Луи-Леопольда Буальи (1761–1845 гг.) принадлежит к серии сатирических портретов представителей разных французских сословий. На литографии «Консультация врачей» одно из ранних изображений слухового рожка в изобразительном искусстве.
Буальи был невероятно талантливым художником. Великий физиономист, по мимике лица он умел передать внутреннее состояние человека. Лицо неуловимо изменчиво. Нужно быть очень наблюдательным, чтобы определить по лицу свойства, склонности и характер человека. И нужно быть хорошим рисовальщиком, чтобы точно и быстро делать зарисовки портретируемого.
Серия из 93 (по другим сведениям — 96) литографий была опубликована между 1823 и 1828 гг. Портреты располагаются в центре композиции. Серия была очень популярна и обеспечила Буальи доход до конца жизни. Он оставил огромное художественное наследие, многие его работы хранятся в музеях мира. Искусство Буальи получило признание. Он стал рыцарем Почётного легиона, а в 1833 г. — членом Института Франции.
В работах Буальи часто группировал по пять персонажей, лица которых выражали разные эмоции.
К примеру, в иронической гравюре «Сила красноречия» («Le pouvoir de l’éloquence») или «Медицинская помощь» («Consultation de médecine»), «Антиквары» («Les antiquaries»), «Пять органов чувств» («Les cinq sens») из этой же серии и другие. Пять поясных портретов с акцентом на лица.
На гравюре «Консультация врачей» пять поясных портретов пожилых мужчин. Двое из них страдают хромотой, они держат в руках трости. У одного ослаблен слух, он использует слуховой рожок. В этом читается ирония художника: медики преклонного возраста сами не вполне здоровы. Ироничность образов подчёркивается их одеждой и головными уборами. На головах всех пятерых — парики по моде XVIII в. В конце первой четверти XIX в., к которой относится сюжет, парики носили только люди, жизненные привычки которых сформировались в ушедшем веке.
Все пять портретов связаны между собой и являются, по сути, жанровой сценкой, которые особенно удавались Буальи. Центральной фигурой драматургии сюжета является медик слева, видимо, только что высказавший мнение относительно предмета всеобщего обсуждения. Не поворачивая головы в сторону, он скосил взгляд на оппонента, но намерен отстаивать свою позицию по обсуждаемому вопросу. Это видно по сжатым губам и жесте рук, твердо опирающихся на прямо стоящую массивную трость.
Врач справа возмутился. Он широко раскрыл рот в гневном высказывании. Он не согласен с мнением первого и жестом указательного пальца указывает на него, глядя в глаза медику со слуховым рожком. Тот пытается вслушаться, его лицо напряжено, глаза широко раскрыты, приоткрыт рот, шея втянута. Он направил слуховой рожок в направлении звука голоса.
Форма рожка сужена к уху так, чтобы максимально соответствовать ушному отверстию, и расширена книзу, чтобы уловить исходящий звук. Это простое устройство помогало слабослышащему человеку услышать источник звука от ушного отверстия непосредственно к источнику. Вероятнее всего, у изображённого человека частичная потеря слуха вследствие возрастных изменений, а не травмы. Подобное устройство слухового рожка могло помочь только при условии частичной сохранности слуха.
Двое других участников спора также сомневаются в правоте высказанного. Один вверху скептически опустил уголки губ и поднял брови, а врач, изображённый в центре, направил указательный палец руки на первого доктора, соглашаясь с его оппонентом.
Каждый врач отстаивает свое лекарство: промывание, банки, прозрачный суп. Буальи заставляет улыбнуться жаркому спору о методах лечения или последних медицинских разработках, вовлекает в рассматривание выразительной мимики лиц, поразмыслить о доверии опыту или грустить о косности медиков, не идущих в ногу со временем.
Буальи часто использовал приём отражения, создавая на одну тему два сюжета, иногда противоположных по содержанию. В этой же серии есть портрет, полностью повторяющий композицию первого — «Консультация молодых врачей». Противоречие именно в возрастном статусе, подчеркнутом одеждой, прической, отсутствием предметов, подчеркивающих возрастную немощность.
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 66-3