Декрет короля Людовика XVI о поддержке школы глухонемых аббата де л'Эпе

Франция1791 г.

14 июля 1789 г. взятием Бастилии, символа феодальной Франции, началась Великая французская революция. Управление государством фактически перешло к Национальному учредительному собранию (Assemblée nationale constituante). После неудачных попыток борьбы с Ассамблеей Людовик XVI был вынужден признать её законной. Это было первое учредительное собрание представителей французского народа. Став законодательным органом, Национальное собрание издавало законы (декреты). Но король не был низвержен. В первые годы революции декреты согласовывались с королём Франции и провозглашались от его имени.

Законодательная деятельность Национального собрания чрезвычайно обширна: оно заново перестроило всю Францию. Национальное собрание исходило из признанных в то время идей рационалистической философии, главным образом из политических теорий Монтескьё, Руссо и Мабли.

Французские философы-просветители, взяв за основу естественную человеческую добродетель, воздвигли на её основе концепцию идеального общества. В нём закон должен был охранять естественные права каждого его члена. Идеи Просвещения были одинаково созвучны как политическим деятелям Великой французской революции, так и педагогам-подвижникам, обучавшим людей с физическими особенностями.

В «Витрине истории инклюзии» есть свидетельство революционных событий во Франции 1789-1799 гг. Декрет короля Людовика XVI о поддержке школы глухонемых аббата де л’Эпе демонстрирует отношение революционного общества к глухим на законодательном уровне.

Шарль-Мишель де л’Эпе (1712-1789 гг.) родился в богатой семье в Версале, центре политической власти могущественного королевства Европы. Следуя идеям великих французских просветителей, л’Эпе решил посвятить себя безвозмездному служению бедным. Его внимание привлекло положение в обществе глухих людей. Он заметил, что естественным языком глухих являются жесты. Вначале он наблюдал за ними и сам учился у них языку жестов. Он исследовал элементарную систему жестов, которой пользовались глухие Парижа. Эта система легла в основу созданной им методики жестовой системы, так называемого «мимического метода».

Количество учеников аббата постепенно росло. Сначала это были две девочки. Затем – шесть, а позднее — 40 и даже до 60-ти детей. Успехи в обучении способствовали тому, что он открыл и стал содержать на собственные средства приют для бедных глухих. Он обучал детей в своём доме по адресу: 14 rue des Moulins, butte Saint-Roch, недалеко от Лувра в Париже. Так аббатом л’Эпе была создана первая в мире бесплатная школа для глухих.

После отлучения от церкви в 1760 г., жизнь л’Эпе навсегда оказалась связанной с развитием и распространением методики обучения и воспитания глухонемых детей.

Л’Эпе удалось продемонстрировать успехи своего метода королю Франции Людовику XVI. Людовик XVI взял под свою защиту начинание л’Эпе. Декретом 1785 г. в бывшем монастыре Селестинов в Марэ была учреждена школа-интернат. Позднее, когда учеников стало больше, л’Эпе распределил их по четырём большим школам-интернатам. Он постоянно посещал их, давая уроки.

Национальное собрание от своего имени и имени Людовика XVI Декретом от 29 июля 1791 г. одобрило бюджетное финансирование школы л’Эпе. По этому Декрету школе выделялся бюджет в размере 12700 ливров. Это означало государственное финансирование школы. Школа приобрела национальный статус. Декретом она была переименована в Национальный институт глухонемых (Institution Nationale des Sourds-Muets à Paris). Это название сохраняется и в настоящее время.

Стремясь помочь как можно большему числу нуждающихся, де л’Эпе создал программу профессиональной переподготовки педагогов. В результате по всему миру были открыты многочисленные школы для глухих. Так, Лорент Клерк, глухой воспитанник парижской школы, отправился в Северную Америку, чтобы стать одним из основателей местной школы для глухих.

В соответствии со сметой Декрета, большая часть выделенных Национальным собранием денег приходилась на заработную плату инструкторов. Гуманистической целью новой власти было продолжение благотворительной деятельности аббата де л’Эпе.

Декрет короля Людовика XVI был издан за несколько месяцев до провозглашения Конституции 1791 г., значительно ограничившую королевскую власть. В Декрете провозглашение велось от имени нового закона и короля. Но судьба Людовика XVI была предрешена. Первые дни революции после взятия Бастилии король встретил с воодушевлением, стремясь быть «со своим народом». Однако по мере развития событий он всё больше расходился с членами Национального собрания во взглядах на королевскую власть. Всего за месяц до провозглашения Декрета, 21 июня 1791 г., король с семьёй совершил неудавшийся побег, «бегство в Варен». В дальнейшем это привело к обвинениям его в предательстве и казни через гильотину.

Шарль-Мишель де л’Эпе не увидел развернувшихся героических и трагических революционных событий. И провозглашение Декрета, и казнь короля произошли уже после его смерти. Новая революционная власть поддержала благотворительную деятельность аббата де л’Эпе также, как поддержал её король Франции Людовик XVI . Декретом от 29 июля 1791 г. покойный аббат л’Эпе был возведён в звание заслуженного гражданина Отечества. Он был признан «благодетелем человечества» (bienfaiteur de l’humanité).

Национальное собрание постановило, что на глухих распространяются права и свободы гражданина во Франции. Идеи французских просветителей вне политики вели к реализации самых справедливых основ общества — социального равенства. На них строило свою политику Национальное собрание. Они были близки основателю первой школы глухих аббату л’Эпе, деятельность которого поддержал король Франции Людовик XVI.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 57-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

14 июля 1789 г. взятием Бастилии, символа феодальной Франции, началась Великая французская революция. Управление государством фактически перешло к Национальному учредительному собранию (Assemblée nationale constituante). После неудачных попыток борьбы с Ассамблеей Людовик XVI был вынужден признать её законной. Это было первое учредительное собрание представителей французского народа. Став законодательным органом, Национальное собрание издавало законы (декреты). Но король не был низвержен. В первые годы революции декреты согласовывались с королём Франции и провозглашались от его имени.

Законодательная деятельность Национального собрания чрезвычайно обширна: оно заново перестроило всю Францию. Национальное собрание исходило из признанных в то время идей рационалистической философии, главным образом из политических теорий Монтескьё, Руссо и Мабли.

Французские философы-просветители, взяв за основу естественную человеческую добродетель, воздвигли на её основе концепцию идеального общества. В нём закон должен был охранять естественные права каждого его члена. Идеи Просвещения были одинаково созвучны как политическим деятелям Великой французской революции, так и педагогам-подвижникам, обучавшим людей с физическими особенностями.

В «Витрине истории инклюзии» есть свидетельство революционных событий во Франции 1789-1799 гг. Декрет короля Людовика XVI о поддержке школы глухонемых аббата де л’Эпе демонстрирует отношение революционного общества к глухим на законодательном уровне.

Шарль-Мишель де л’Эпе (1712-1789 гг.) родился в богатой семье в Версале, центре политической власти могущественного королевства Европы. Следуя идеям великих французских просветителей, л’Эпе решил посвятить себя безвозмездному служению бедным. Его внимание привлекло положение в обществе глухих людей. Он заметил, что естественным языком глухих являются жесты. Вначале он наблюдал за ними и сам учился у них языку жестов. Он исследовал элементарную систему жестов, которой пользовались глухие Парижа. Эта система легла в основу созданной им методики жестовой системы, так называемого «мимического метода».

Количество учеников аббата постепенно росло. Сначала это были две девочки. Затем – шесть, а позднее — 40 и даже до 60-ти детей. Успехи в обучении способствовали тому, что он открыл и стал содержать на собственные средства приют для бедных глухих. Он обучал детей в своём доме по адресу: 14 rue des Moulins, butte Saint-Roch, недалеко от Лувра в Париже. Так аббатом л’Эпе была создана первая в мире бесплатная школа для глухих.

После отлучения от церкви в 1760 г., жизнь л’Эпе навсегда оказалась связанной с развитием и распространением методики обучения и воспитания глухонемых детей.

Л’Эпе удалось продемонстрировать успехи своего метода королю Франции Людовику XVI. Людовик XVI взял под свою защиту начинание л’Эпе. Декретом 1785 г. в бывшем монастыре Селестинов в Марэ была учреждена школа-интернат. Позднее, когда учеников стало больше, л’Эпе распределил их по четырём большим школам-интернатам. Он постоянно посещал их, давая уроки.

Национальное собрание от своего имени и имени Людовика XVI Декретом от 29 июля 1791 г. одобрило бюджетное финансирование школы л’Эпе. По этому Декрету школе выделялся бюджет в размере 12700 ливров. Это означало государственное финансирование школы. Школа приобрела национальный статус. Декретом она была переименована в Национальный институт глухонемых (Institution Nationale des Sourds-Muets à Paris). Это название сохраняется и в настоящее время.

Стремясь помочь как можно большему числу нуждающихся, де л’Эпе создал программу профессиональной переподготовки педагогов. В результате по всему миру были открыты многочисленные школы для глухих. Так, Лорент Клерк, глухой воспитанник парижской школы, отправился в Северную Америку, чтобы стать одним из основателей местной школы для глухих.

В соответствии со сметой Декрета, большая часть выделенных Национальным собранием денег приходилась на заработную плату инструкторов. Гуманистической целью новой власти было продолжение благотворительной деятельности аббата де л’Эпе.

Декрет короля Людовика XVI был издан за несколько месяцев до провозглашения Конституции 1791 г., значительно ограничившую королевскую власть. В Декрете провозглашение велось от имени нового закона и короля. Но судьба Людовика XVI была предрешена. Первые дни революции после взятия Бастилии король встретил с воодушевлением, стремясь быть «со своим народом». Однако по мере развития событий он всё больше расходился с членами Национального собрания во взглядах на королевскую власть. Всего за месяц до провозглашения Декрета, 21 июня 1791 г., король с семьёй совершил неудавшийся побег, «бегство в Варен». В дальнейшем это привело к обвинениям его в предательстве и казни через гильотину.

Шарль-Мишель де л’Эпе не увидел развернувшихся героических и трагических революционных событий. И провозглашение Декрета, и казнь короля произошли уже после его смерти. Новая революционная власть поддержала благотворительную деятельность аббата де л’Эпе также, как поддержал её король Франции Людовик XVI . Декретом от 29 июля 1791 г. покойный аббат л’Эпе был возведён в звание заслуженного гражданина Отечества. Он был признан «благодетелем человечества» (bienfaiteur de l’humanité).

Национальное собрание постановило, что на глухих распространяются права и свободы гражданина во Франции. Идеи французских просветителей вне политики вели к реализации самых справедливых основ общества — социального равенства. На них строило свою политику Национальное собрание. Они были близки основателю первой школы глухих аббату л’Эпе, деятельность которого поддержал король Франции Людовик XVI.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 57-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: