Рисунок «Инвалид» по картине Людвига Кнауса

СССР1940 г.

Людвиг Кнаус (1829—1910 гг.) был талантливым живописцем дюссельдорфской школы и популярным художником бытового жанра. В XIX – начале XX вв. его работы часто тиражировались на открытках. К примеру, ряд репродукций был издан во Франции в серии серии «Шедевры искусства XIX в.». Подобные серии были в Германии и России.

В коллекции «Витрины истории инклюзии» картина Кнауса «Инвалид за стаканом вина» представлена в виде копии фигуры инвалида. Этот рисунок, вероятно, сделан с открытки, изданной в дореволюционной России. На репродукции картина воспроизведена полностью: фигура мужчины, стул, стол и стоящий на нём стакан. На открытке сокращённое название картины. Вместо «Инвалид за стаканом вина» – «Инвалид». Автор рисунка использовал сокращённое название картины Кнауса, то есть с подписи на открытке.

Рисунок «Инвалид» датируется 1940 г. Предположительный автор – А. Виноградов, о котором мало известно. Это изображение пожилого мужчины с седой бородой, сидящего на стуле с высокой спинкой. Он одет в чёрный, застёгнутый доверху сюртук, светлые брюки. На ногах массивная обувь, на голове головной убор с козырьком. Очки и трость свидетельствуют о его ослабленном зрении, что и является причиной его инвалидности.

Рисунок «Инвалид» это ученическая работа, которая выдаёт способного, но начинающего художника. Главной целью зарисовки, вероятно, была фигура человека. Поэтому ряд предметов, стол и стакан на нём отсутствуют. При сравнении с репродукцией на открытке очевиден ряд плохо прорисованных деталей, важных для психологической характеристики портрета, особенно в небрежно скопированном лице. Очевидные на изображении открытки психологические черты личности на рисунке смазаны. Ученичество выдаёт и неуверенная штриховка. Бросается в глаза плохая прорисовка такого важного аксессуара, как награда, подвешенная на надетую на шею ленту и демонстративно вынутая из-под сюртука. Эта деталь объясняет гордость в повороте головы и приподнятом подбородке и скорбь в опущенных уголках губ. По ней определяется причина инвалидности – увечье, полученное в ходе боевых действий. С учётом этих деталей сюжет картины Кнауса раскрывается полностью: инвалид войны за стаканом вина вспоминает о боевых победах.

О ценности и популярности картины «Инвалид за стаканом вина» говорит её оценка современниками художника. В статье журнала «Всемирная Иллюстрация» № 990 за 1888 г. читаем: «Состоящие из одной только фигуры, из олицетворения характернейших человеческих типов, которые пробуждают наш интерес и заставляют нас относиться с величайшим удивлением к их автору своею правдивостью, тонкостью индивидуализации, а также художественным замыслом и исполнением каждой работы, поразительно. Нам стоит только вспомнить хоть такие, например, произведения Л. Кнауса, как «Органист», знаменитый «Инвалид за стаканом вина», «Деревенская колдунья» или детские типы «Деревенского принца», «Мародёра», маленькой девочки с табакеркой, в которых его сила и тонкость характеристики выказались во всём своём блеске».

Предположительно, автором рисунка мог быть самодеятельный художник, краевед, в прошлом фронтовик гвардии, полковник Александр Дмитриевич Виноградов (1920 – 2002 гг.). В детстве он занимался в художественной секции Дома художественного воспитания детей. После окончания средней школы в 1938 г. поступил в «Московское художественное училище имени 1905 г.», но с третьего курса отбыл в Красную армию. Именно в этот период в 1940 г., учась на втором курсе, он с целью обучения мог сделать зарисовку «Инвалид» с репродукции на открытке. Пройдя боевой путь сражений, А.Д. Виноградов вернулся к живописи и реализовал своё увлечение в создании исторических картин-реконструкций древней Твери. Уточнение авторства А.Д. Виноградова возможно по почерку автографа, оставленного им на рисунке.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 281-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Людвиг Кнаус (1829—1910 гг.) был талантливым живописцем дюссельдорфской школы и популярным художником бытового жанра. В XIX – начале XX вв. его работы часто тиражировались на открытках. К примеру, ряд репродукций был издан во Франции в серии серии «Шедевры искусства XIX в.». Подобные серии были в Германии и России.

В коллекции «Витрины истории инклюзии» картина Кнауса «Инвалид за стаканом вина» представлена в виде копии фигуры инвалида. Этот рисунок, вероятно, сделан с открытки, изданной в дореволюционной России. На репродукции картина воспроизведена полностью: фигура мужчины, стул, стол и стоящий на нём стакан. На открытке сокращённое название картины. Вместо «Инвалид за стаканом вина» – «Инвалид». Автор рисунка использовал сокращённое название картины Кнауса, то есть с подписи на открытке.

Рисунок «Инвалид» датируется 1940 г. Предположительный автор – А. Виноградов, о котором мало известно. Это изображение пожилого мужчины с седой бородой, сидящего на стуле с высокой спинкой. Он одет в чёрный, застёгнутый доверху сюртук, светлые брюки. На ногах массивная обувь, на голове головной убор с козырьком. Очки и трость свидетельствуют о его ослабленном зрении, что и является причиной его инвалидности.

Рисунок «Инвалид» это ученическая работа, которая выдаёт способного, но начинающего художника. Главной целью зарисовки, вероятно, была фигура человека. Поэтому ряд предметов, стол и стакан на нём отсутствуют. При сравнении с репродукцией на открытке очевиден ряд плохо прорисованных деталей, важных для психологической характеристики портрета, особенно в небрежно скопированном лице. Очевидные на изображении открытки психологические черты личности на рисунке смазаны. Ученичество выдаёт и неуверенная штриховка. Бросается в глаза плохая прорисовка такого важного аксессуара, как награда, подвешенная на надетую на шею ленту и демонстративно вынутая из-под сюртука. Эта деталь объясняет гордость в повороте головы и приподнятом подбородке и скорбь в опущенных уголках губ. По ней определяется причина инвалидности – увечье, полученное в ходе боевых действий. С учётом этих деталей сюжет картины Кнауса раскрывается полностью: инвалид войны за стаканом вина вспоминает о боевых победах.

О ценности и популярности картины «Инвалид за стаканом вина» говорит её оценка современниками художника. В статье журнала «Всемирная Иллюстрация» № 990 за 1888 г. читаем: «Состоящие из одной только фигуры, из олицетворения характернейших человеческих типов, которые пробуждают наш интерес и заставляют нас относиться с величайшим удивлением к их автору своею правдивостью, тонкостью индивидуализации, а также художественным замыслом и исполнением каждой работы, поразительно. Нам стоит только вспомнить хоть такие, например, произведения Л. Кнауса, как «Органист», знаменитый «Инвалид за стаканом вина», «Деревенская колдунья» или детские типы «Деревенского принца», «Мародёра», маленькой девочки с табакеркой, в которых его сила и тонкость характеристики выказались во всём своём блеске».

Предположительно, автором рисунка мог быть самодеятельный художник, краевед, в прошлом фронтовик гвардии, полковник Александр Дмитриевич Виноградов (1920 – 2002 гг.). В детстве он занимался в художественной секции Дома художественного воспитания детей. После окончания средней школы в 1938 г. поступил в «Московское художественное училище имени 1905 г.», но с третьего курса отбыл в Красную армию. Именно в этот период в 1940 г., учась на втором курсе, он с целью обучения мог сделать зарисовку «Инвалид» с репродукции на открытке. Пройдя боевой путь сражений, А.Д. Виноградов вернулся к живописи и реализовал своё увлечение в создании исторических картин-реконструкций древней Твери. Уточнение авторства А.Д. Виноградова возможно по почерку автографа, оставленного им на рисунке.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 281-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: