Гравюра «Слепец, ведущий слепца, падает в яму»

Италия1678 г.

Художник и гравёр Джузеппе Мария Мителли (1634–1718 гг.) родился в семье известного художника-монументалиста и гравёра. Он рос в Болонье в атмосфере искусства. Первые уроки мастерства получил от отца. Мителли известен гравюрами с изображением жанровых сцен, аллегорических сюжетов и карикатур. В 1678 г. Мителли создал для Франческо Медичи серию из 48 офортов под общим названием «Притчи». Здесь же и была опубликована гравюра «Слепец, ведущий слепца, падает в яму». Медичи ценил дар Мителли, его умение точно и лаконично выразить средствами изобразительного искусства житейскую и философскую мудрость. Издание «Притч» стало для многих напоминанием этики христианства, уже пережившей свой расцвет в условиях новой философии века Просвещения.

На гравюре «Слепец, ведущий слепца, падает в яму» (21 x 28 см) изображены двое мужчин с закрытыми глазами, идущие друг за другом. Они оба слепы. Первый — ведущий, одет в лёгкую одежду. Его ноги босы, голова не покрыта. Перед ним яма. Не замечая опасности, он поставил левую ногу на самый край. Человек окажется на дне, сделав следующий шаг. В левой руке он держит кружку для подаяний, а правой пытается удержать равновесие. Но наклон его тела не оставляет сомнения в неизбежности падения.

Доверяя ему, как проводнику и, возможно, не зная, что он тоже слеп, второй слепой — ведомый, следует за ним. Он касается его плеча левой рукой и использует палку в правой. На нём сумка через плечо, на голове шляпа, ноги обуты. Не видя вследствие своей слепоты происходящего с первым, второй отпустил его плечо и приподнял палку, лишив себя при этом опоры. Его левая нога стоит на самом краю ямы, но он не подозревает об опасности и не предвидит исход. Его падение также неизбежно, как и падение первого.

На гравюре из серии «Нарисованные пословицы» («Притчи») есть надпись. Она точно определяет происходящее: «Если один слепой ведёт другого слепого, оба они падают в яму». Это высказывание из Евангелия от Матфея (Мф. 15:14) носит поучительный характер. Но это лишь часть фразы. Полностью она звучит так: «Оставьте их: они ‒ слепые вожди слепых, а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму». Теперь можно легко понять контекст евангельского события. Речь идёт о неверном выборе советчика, доверии человеку, который  также не разбирается в предмете, как и нуждающийся в совете. «Нечестивейший учитель», «неисцелимый»,– так называют толкователи Евангелие этих «слепых вождей».

Выражение «слепой ведёт слепого» используется как идиома или метафора, следы которой находят в письменных источниках дохристианского времени. Метафора использовалась в поэзии, изобразительном искусстве, музыкальных произведениях песенного жанра с древности до современности. Аллегория слепоты – духовная слепота. В мире христианских ценностей единственный, кто может спасти человека, — это Бог. Художник использует свое искусство, чтобы донести это людям.

Можно отбросить аллегорический образ и обратиться к прямому смыслу гравюры «Слепец, ведущий слепца, падает в яму». Слепота как медицинский термин обозначает разную степень способности видеть. Чем менее эта способность, тем более человек с ослабленным зрением нуждается в помощи. Однако помощь ему может оказать только зрячий. Плохо видящий человек, плохо обученная собака-поводырь или плохое оборудование не может помочь. И оно даже представляет опасность.

Иоанн Лествичник, один из толкователей Евангение, так предупреждал об ошибке неверного выбора советчика: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели».

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 270-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Художник и гравёр Джузеппе Мария Мителли (1634–1718 гг.) родился в семье известного художника-монументалиста и гравёра. Он рос в Болонье в атмосфере искусства. Первые уроки мастерства получил от отца. Мителли известен гравюрами с изображением жанровых сцен, аллегорических сюжетов и карикатур. В 1678 г. Мителли создал для Франческо Медичи серию из 48 офортов под общим названием «Притчи». Здесь же и была опубликована гравюра «Слепец, ведущий слепца, падает в яму». Медичи ценил дар Мителли, его умение точно и лаконично выразить средствами изобразительного искусства житейскую и философскую мудрость. Издание «Притч» стало для многих напоминанием этики христианства, уже пережившей свой расцвет в условиях новой философии века Просвещения.

На гравюре «Слепец, ведущий слепца, падает в яму» (21 x 28 см) изображены двое мужчин с закрытыми глазами, идущие друг за другом. Они оба слепы. Первый — ведущий, одет в лёгкую одежду. Его ноги босы, голова не покрыта. Перед ним яма. Не замечая опасности, он поставил левую ногу на самый край. Человек окажется на дне, сделав следующий шаг. В левой руке он держит кружку для подаяний, а правой пытается удержать равновесие. Но наклон его тела не оставляет сомнения в неизбежности падения.

Доверяя ему, как проводнику и, возможно, не зная, что он тоже слеп, второй слепой — ведомый, следует за ним. Он касается его плеча левой рукой и использует палку в правой. На нём сумка через плечо, на голове шляпа, ноги обуты. Не видя вследствие своей слепоты происходящего с первым, второй отпустил его плечо и приподнял палку, лишив себя при этом опоры. Его левая нога стоит на самом краю ямы, но он не подозревает об опасности и не предвидит исход. Его падение также неизбежно, как и падение первого.

На гравюре из серии «Нарисованные пословицы» («Притчи») есть надпись. Она точно определяет происходящее: «Если один слепой ведёт другого слепого, оба они падают в яму». Это высказывание из Евангелия от Матфея (Мф. 15:14) носит поучительный характер. Но это лишь часть фразы. Полностью она звучит так: «Оставьте их: они ‒ слепые вожди слепых, а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму». Теперь можно легко понять контекст евангельского события. Речь идёт о неверном выборе советчика, доверии человеку, который  также не разбирается в предмете, как и нуждающийся в совете. «Нечестивейший учитель», «неисцелимый»,– так называют толкователи Евангелие этих «слепых вождей».

Выражение «слепой ведёт слепого» используется как идиома или метафора, следы которой находят в письменных источниках дохристианского времени. Метафора использовалась в поэзии, изобразительном искусстве, музыкальных произведениях песенного жанра с древности до современности. Аллегория слепоты – духовная слепота. В мире христианских ценностей единственный, кто может спасти человека, — это Бог. Художник использует свое искусство, чтобы донести это людям.

Можно отбросить аллегорический образ и обратиться к прямому смыслу гравюры «Слепец, ведущий слепца, падает в яму». Слепота как медицинский термин обозначает разную степень способности видеть. Чем менее эта способность, тем более человек с ослабленным зрением нуждается в помощи. Однако помощь ему может оказать только зрячий. Плохо видящий человек, плохо обученная собака-поводырь или плохое оборудование не может помочь. И оно даже представляет опасность.

Иоанн Лествичник, один из толкователей Евангение, так предупреждал об ошибке неверного выбора советчика: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели».

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 270-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: