В первые годы советской власти духи, пудра и помада считались элементами буржуазного быта. Косметика на лице – признаком мещанства, буржуазности и легкомыслия. «Чистота — лучшая красота» — гласил советский лозунг.
После революционных потрясений, болезней и эпидемий молодой стране не хватало простого мыла. В решении этой проблемы помогли косметические фабрики, построенные ещё до революции.
Одна из таких крупных фабрик была основана московским купцом французского происхождения Альфонсом Ролле. Компания «А. Ралле и Кº» существовала в России с 1843 г. Она производила туалетное мыло, духи, помаду, пудру, выпуская до 40% всей парфюмерной продукции в стране. Предприятие было национализировано и получило новое название — «Государственный мыловаренный завод № 4».
Первое время национализированные фабрики выпускали только мыло. Несмотря на большие объёмы производства, его катастрофически не хватало на фронте и в быту. В деревнях для мытья рук часто использовали глину или песок. В городе ситуация обстояла не лучше.
Альфред Лемерсье — бельгиец по происхождению, известное имя в дореволюционной парфюмерной индустрии. В 1900-х гг. он был техническим директором «Ралле и Кº». После национализации «Ралле и Кº» не эмигрировал, а остался на «Государственном мыловаренном заводе № 4». Не забросил А. Лемерсье и собственный бизнес. Ещё во время работы на фабрике «Ралле и Кº» А. Лемерсье параллельно занимался собственным парфюмерным производством.
Многое изменилось с введением в 1921 г. новой экономической политики (НЭП). С ослаблением государственного контроля и поощрением частного предпринимательства оживились небольшие частные компании. Они разнообразили ассортимент бытовых товаров и услуг. Магазины стали наполняться парфюмерной продукцией. Отношение к косметическим средствам изменилось. Декоративная косметика, которой было мало, вновь пользовалась большим спросом.
В 1922 г. две крупнейшие компании-конкуренты дореволюционной России претерпели существенный ребрендинг. «А. Ралле и Кº» стала называться «Свобода», а «Товарищество Брокар и Кº» – «Новая Заря». Обе компании попали под управление жены В.М. Молотова, Полины Жемчужиной. Это было начало советской парфюмерной промышленности.
Производители помельче подражали европейским или дореволюционным образцам. В 1920-е гг. А. Лемерсье, опытный коммерсант, быстро среагировал на повышение спроса. Он оживил собственное производство парфюмерии, перестроив его в соответствии с новыми веяниями.
Частная фабрика парфюмерии и косметики «Товарищество А. Лемерсье и Кº» располагалась в Москве на Вятской улице. В 1920-е гг. она стала московской кооперативной артелью. Настоящим хитом продаж была «жирная безвредная пудра» «KISKA» в жестяной коробочке с ярким дизайном. Журнал «Новый зритель» разместил рекламу со следующим текстом: «Есть дороже, но нет лучше пудры «Киска» Лемерсье».
Пудра «KISKA» с пуховкой из розового шёлка и лебяжьего пуха была в ассортименте фабрики А. Лемерсье и до революционных событий. Она продавалась в жестяной коробочке с надписями на иностранном языке. А. Лемерсье оставил дизайн и форму жестяной коробочки такой, какой она была до революции. Возможно, в первое время использовался запас жестяных коробочек. Дизайн на них более чёткий, краски более яркие, чем на других. Средства печати последующих тиражей были ограничены. Поэтому рисунок получался более грубым. Позднее появились коробочки с внутренней крышкой, не предполагавшие широкое отверстие для пуховки. В те годы для этого аксессуара, видимо, просто не нашлось сырья.
А. Лемерсье использовал из богатого рекламного опыта фирмы «Ралле и Кº» и маркетинговый ход с «офранцуженным» названием. Российским покупателям нравились иностранные названия продуктов: зачастую в рекламе и на этикетке фигурировало название по-французски, а рядом мелким шрифтом — перевод на русский язык. Это был продуманный маркетинговый ход.
Опыт парфюмера подсказал ему приёмы использования упаковки в рекламных целях. Поэтому коробочка от пудры Лемерсье переполнена надписями.
Теперь жестяную коробочку изготавливала артель инвалидов.
Декрет СНК РСФСР о создании кооперации инвалидов, которая в то время воспринималась как одна из форм соцобеспечения, был подписан 8 декабря 1921 г, фактически с началом НЭПа. Позднее эта дата стала считаться рождением Всероссийского производственного объединения инвалидов (ВИКО).
ВИКО было создано на средства самих инвалидов и управлялось пайщиками на демократической основе. Правом голоса пользовались только инвалиды. Они же имели преимущества при поступлении на оплачиваемую должность в аппарат правления.
Общество поставило перед собой задачу: улучшить материальное положение, жилищные и бытовые условия инвалидов. И эти люди стали создавать инвалидные артели и цеха, объединявшие надомников.
Артели ВИКО существовали на полном хозрасчёте: на все свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства ограничивалась лишь налоговыми льготами.
Жестяная коробочка от пудры Лемерсье производства Всероссийского производственного объединения инвалидов, представленная в «Витрине истории инклюзии», изготовлена в мастерских тяжелой артиллерии «Мастяжарт» московской кооперативной артелью, подразделением Всероссийского объединения инвалидов ВИКО при Наркомате соцобеспечения.
Мастерские по ремонту тяжёлой и осадной артиллерии «Мастяжарт» возникли в 1916 г. К 1917 г. «Мастяжарт» представлял собой универсальный завод. На нём производились и сборка присланных союзниками (Францией и Японией) полевых гаубиц, и мелкий ремонт подбитых орудий, возвращаемых с фронта. В 1919-22 гг. завод был переведён из Лефортова в Благушу, в цеха бывшей фабрики жестяных изделий и хромолитографии В.В. Бонакера и АО Металлических изделий. Там было оборудование для выпуска упаковок из жести. «Мастяжарт» выпускал жестяную упаковку разных видов. К примеру, жестяные коробки для трубочного табака, коробки для конфет.
Жестяная коробочка от пудры Лемерсье производилась методом штамповки. Она была круглой формы с двумя съёмными крышками. Внутренняя крышка плотно запаковывала содержимое. А внешняя служила для информации о содержимом и рекламы изготовителя.
На внешней крышке изображение, полученное в технике хромолитографии. Оно полностью повторяло дореволюционное. Однако уступало ему в чёткости и цветовой тональности. На тёмно-синем фоне погрудное изображение рыжеволосой женщины с короткой причёской, украшенной крупными лилиями. Мизинец правой руки женщины поднесён к губам. Ниже изображения женщины — растительный орнамент и надпись «POUDRE «KISKA». Поверхность коробки с внешней стороны покрыта напылением золотистого цвета. А с внутренней – серебристого.
На жестяной коробочке для пудры «KISKA» проставлена цена с акцизным сбором 35 копеек. Пудра была популярна настолько, что служила объектом спекуляции. Для предупреждения спекулянтам на коробочке послание: «Продажа по цене, превышающей указанную на этикетке, карается по закону».
На дне с внешней стороны коробочки логотип фирмы А. Лемерсье – амур-атлант держит на плечах Земной шар.
Продукция «Ралле и Кº», опыт которой А. Лемерсье активно использовал в своём производстве, привлекала покупателей изысканной упаковкой. В новых условиях удалось лишь отчасти воспроизвести декадентский образ, но его узнаваемость была обеспечена.
О коммерческом успехе продаж свидетельствует увеличение цены пудры. В 1928 г. парфюмер открыл собственный магазин, где «жирная безвредная пудра» «KISKA» продавалась уже по цене 1 рубль 40 копеек.
Надпись по краю верхней крышки данного экземпляра «анализ Московского санитарного института № 1857», вероятнее всего, была нанесена после скандала в 1927 г.. Грим, разработанный А. Лемерсье, вызвал у актёров раздражение кожи и был отправлен в лабораторию для исследования. Надпись на коробочке гарантировала, что с пудрой «KISKA» подобного не случится.
Артефакт времён НЭПа, жестяная коробочка от пудры Лемерсье не исчезла из бытования предметов. Осталось большое количество коробочек. Надписи на них менялись, отражая историю Отечества, особенности развития парфюмерной промышленности и участия в производстве предметов быта людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из них, по-своему уникальная, представлена в «Витрине истории инклюзии».
УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 151-3