Литография «Инвалид» из серии «Город», Франс Мазерель

Бельгия1925 г.

Литография «Инвалид» (13 х 18 см) из серии «Город» создана Франсом Мазерелем (1889-1972 гг.), бельгийским художником, графиком. Он создавал «романы в картинках», особый жанр тематически связанных между изображений. Серия «Город» – самая известная из них. Она состоит из 100 листов гравюр с видами из жизни большого города. Графический цикл был издан в 1925 г. В отличие от других серий, Мазерель не вводит единого для всех изображений сюжета. Эту серию нельзя прочитать как связанный рассказ, в котором действуют одни и те же герои. Общей темой серии является сам город, представленный в самом широком разнообразии своих граней. Город – это и общий фон серии, и её главный герой со своим характером.

У серии есть эпиграф – слова американского поэта и публициста Уолта Уитмена: «То, что интересует других, интересует и меня». На первом листе художник изобразил самого себя, погружённым в созерцание раскинувшегося вдалеке огромного города. Перед его взглядом открываются сокровенные картины городской жизни, где человек часто подавлен, отчуждён, одинок.

В центре сюжета литографии «Инвалид» из серии «Город» инвалид Первой мировой войны. Герой произведения — человек, лишённый верхних и нижних конечностей, «обрубок войны», как писали о нём искусствоведы. Он сидит на тележке, примитивной платформе с колёсиками, во внутреннем дворике города. У его рук нет протезов, с помощью которых он мог бы привести тележку в движение. Его голова поднята вверх, рот широко открыт. Он посылает крик или, может быть, звук песни туда, куда смотрят его глаза, вверх, невидимому зрителю и слушателю, за пределы изображения. Это делает выражение его лица как бы отсутствующим. Он будто-то бы не замечает собравшихся вокруг него жильцов, выглядывающих из окон женщин, детей, подошедших к нему. Инвалид в городе, наполненном людьми, в «людском муравейнике» – образ предельной беспомощности.

Действие происходит во внутреннем дворе — колодце, в пространстве, подчеркивающем безвыходность ситуации. Её понимают все участники: женщины, оставившие на время свои обыденные дела, сам инвалид, дети, в недоумении остановившиеся рядом с ним. Их сочувствие бездеятельно, отстранённо. Как-будто общая большая беда связала их единым оцепенением.

Слева от инвалида, в глубине подъезда единственный среди зрителей мужчина. Он одет в чёрное, на голове шляпа, руки в карманах.

Разработанные Франсом Мазерелем плакатные формы гравюры делают его литографию «Инвалид» из серии «Город» ясным, полным откровенности, ярким призывом антивоенной направленности. Мазарель создал образ одиночества, ущербности и уязвимости, которую несёт война. Тяжёлое воспоминание о войне, очевидцем которой он был, оставили в душе художника след отчаяния, ужаса и бессильного сожаления о её жестокости и бессмысленности.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 148-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Литография «Инвалид» (13 х 18 см) из серии «Город» создана Франсом Мазерелем (1889-1972 гг.), бельгийским художником, графиком. Он создавал «романы в картинках», особый жанр тематически связанных между изображений. Серия «Город» – самая известная из них. Она состоит из 100 листов гравюр с видами из жизни большого города. Графический цикл был издан в 1925 г. В отличие от других серий, Мазерель не вводит единого для всех изображений сюжета. Эту серию нельзя прочитать как связанный рассказ, в котором действуют одни и те же герои. Общей темой серии является сам город, представленный в самом широком разнообразии своих граней. Город – это и общий фон серии, и её главный герой со своим характером.

У серии есть эпиграф – слова американского поэта и публициста Уолта Уитмена: «То, что интересует других, интересует и меня». На первом листе художник изобразил самого себя, погружённым в созерцание раскинувшегося вдалеке огромного города. Перед его взглядом открываются сокровенные картины городской жизни, где человек часто подавлен, отчуждён, одинок.

В центре сюжета литографии «Инвалид» из серии «Город» инвалид Первой мировой войны. Герой произведения — человек, лишённый верхних и нижних конечностей, «обрубок войны», как писали о нём искусствоведы. Он сидит на тележке, примитивной платформе с колёсиками, во внутреннем дворике города. У его рук нет протезов, с помощью которых он мог бы привести тележку в движение. Его голова поднята вверх, рот широко открыт. Он посылает крик или, может быть, звук песни туда, куда смотрят его глаза, вверх, невидимому зрителю и слушателю, за пределы изображения. Это делает выражение его лица как бы отсутствующим. Он будто-то бы не замечает собравшихся вокруг него жильцов, выглядывающих из окон женщин, детей, подошедших к нему. Инвалид в городе, наполненном людьми, в «людском муравейнике» – образ предельной беспомощности.

Действие происходит во внутреннем дворе — колодце, в пространстве, подчеркивающем безвыходность ситуации. Её понимают все участники: женщины, оставившие на время свои обыденные дела, сам инвалид, дети, в недоумении остановившиеся рядом с ним. Их сочувствие бездеятельно, отстранённо. Как-будто общая большая беда связала их единым оцепенением.

Слева от инвалида, в глубине подъезда единственный среди зрителей мужчина. Он одет в чёрное, на голове шляпа, руки в карманах.

Разработанные Франсом Мазерелем плакатные формы гравюры делают его литографию «Инвалид» из серии «Город» ясным, полным откровенности, ярким призывом антивоенной направленности. Мазарель создал образ одиночества, ущербности и уязвимости, которую несёт война. Тяжёлое воспоминание о войне, очевидцем которой он был, оставили в душе художника след отчаяния, ужаса и бессильного сожаления о её жестокости и бессмысленности.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 148-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: