Офорт Жака Калло «Горбун с костылем»

Франция1622 г.

Офорт Жака Калло (1592-1635 гг.) «Горбун с костылем» (9 х 11 см) относится к серии «Gobbi» («Горбуны»). Такое изображение маленького покалеченного человека было новым для своего времени. Конечно, увечные персонажи появлялись в живописи и до Калло, но всегда в рамках заданной программы религиозного, аллегорического или нравоучительного содержания. И уж тем более они не рассматривались в качестве самостоятельного персонажа.

Перед нами одинокий герой, поданный несколько театрально. Благодаря низкому ракурсу мы смотрим на него как-будто из зрительного зала на сцену. Судя по внешнему виду, перед нами, возможно, шут. Качество его одежды вполне удовлетворительное, по крайне мере, никаких нищенских лохмотьев.

А как же сам художник оценивал своего персонажа? В общем-то, беспристрастно. Со стороны Калло нет сопереживания, он скорее сторонний наблюдатель. Однако и это уже шаг самого художника в сторону гуманизации оценочного взгляда на инвалидность. Потому как в социальном плане покалеченные люди все ещё оставались изгоями. А изобразительное искусство изобиловало примерами, когда образ калеки становился метафорой греха. Это было то общество, в котором существовала страшная практика калечить детей, искусственно создавая горбунов и карликов для потехи аристократии.

Да, образ «Gobbi» гротесковый, однако совсем не демонизированный. Более того, остальные герои серии — откровенно комичные персонажи.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 127-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Офорт Жака Калло (1592-1635 гг.) «Горбун с костылем» (9 х 11 см) относится к серии «Gobbi» («Горбуны»). Такое изображение маленького покалеченного человека было новым для своего времени. Конечно, увечные персонажи появлялись в живописи и до Калло, но всегда в рамках заданной программы религиозного, аллегорического или нравоучительного содержания. И уж тем более они не рассматривались в качестве самостоятельного персонажа.

Перед нами одинокий герой, поданный несколько театрально. Благодаря низкому ракурсу мы смотрим на него как-будто из зрительного зала на сцену. Судя по внешнему виду, перед нами, возможно, шут. Качество его одежды вполне удовлетворительное, по крайне мере, никаких нищенских лохмотьев.

А как же сам художник оценивал своего персонажа? В общем-то, беспристрастно. Со стороны Калло нет сопереживания, он скорее сторонний наблюдатель. Однако и это уже шаг самого художника в сторону гуманизации оценочного взгляда на инвалидность. Потому как в социальном плане покалеченные люди все ещё оставались изгоями. А изобразительное искусство изобиловало примерами, когда образ калеки становился метафорой греха. Это было то общество, в котором существовала страшная практика калечить детей, искусственно создавая горбунов и карликов для потехи аристократии.

Да, образ «Gobbi» гротесковый, однако совсем не демонизированный. Более того, остальные герои серии — откровенно комичные персонажи.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 127-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: