Медаль в честь Александра Бланше, учредителя общества помощи глухонемым

Франция1868 г.

Александр-Луи-Поль Бланше (1819–1867 гг.) — отоларинголог, главный хирург Института глухонемых Парижа. В 1843 г. в Париже он получил степень доктора. Бланше завоевал известность не только своими работами по болезням зрения, уха и глухоты, но и практической деятельностью по организации образования не слышащих и слабослышащих людей. А. Бланше был инициатором создания системы совместного обучения глухих со слышащими. Стремясь к популяризации этой своей главной идеи, в 1838 г. А. Бланше издал книгу для учителей народной школы. Она называлась «Руководство для наставника: об обучении глухонемых в народных школах». После смерти отоларинголога многие начинания уничтожили противники его методик. Но они нашли место в истории медицины и отражены в каждом современном учебнике по отоларингологии.

В честь А. Бланше была создана памятная медаль, находящаяся в коллекции «Витрины истории инклюзии». Её создание воплотил известный французский медальер Альфред Боррель (1836–1927 гг.). А. Боррель обучался мастерству с юного возраста. Его первым учителем был отец, а затем известные признанные мастера, такие как Жан Батист Мерлен (1769–1850 гг.). А. Баррель окончил высшую школу искусств и в 1860 г. удостоился второй высшей награды — Римской премии.

На аверсе медали голова А. Бланше в профиль слева и надпись «Александр Бланше». Внизу указано имя медальера Альфреда Борреля. На реверсе две строки надписи: «Общество социального патронажа и помощи в образовании» и «Фонд помощи глухонемым и слепым, основанный в 1849 г. доктором Бланше». Все круговые надписи сделаны на французском языке. Они расположены по окружности, не занимая центральное место реверса, отграниченное от надписей точечным пунктиром. Обрамление свободного места на реверсе, которое оставил А. Боррель, может свидетельствовать о том, что медальером или заказчиком предполагалось использовать памятную медаль и в качестве награды. Вот поэтому место было оставлено для надписи о награждаемом.

Французскому врачу предоставилась возможность за государственный счёт посетить учреждения для глухонемых в Германии, Бельгии для изучения происходящих там процессов. Он обобщил полученные знания в ряде своих трудов и применил их на практике. В 1850 г. А. Бланше опубликовал работу «Глухонемой. Философско-медицинский трактат» об истории ухода за глухими в разных странах и различных подходах к обучению и организации специализированных учреждений. Он систематизировал свои наблюдения о недостатках изолированного обучения людей со снижением и потерей слуха. А также сделал вывод о необходимости изменений в интернатной системе их обучения.

В 1850 г. А. Бланше, следуя своим выводам, на основе полученных наблюдений открыл в Париже отделение для неслышащих в общеобразовательной школе. Здесь для них был особый класс, в то время как слабослышащие или те неслышащие, которые могли говорить, учились вместе с детьми со слухом и речью. Это был один из первых опытов интегративного обучения во Франции. Работа А. Бланше в этом направлении стала общепризнанной и получила широкую известность как во Франции, так и далеко за её пределами.

Методы А. Бланше были известны в России. Действительный статский советник, директор Петербургского училища глухонемых Яков Тимофеевич Спешнев (1820–1865 гг.) изучал систему Александра Бланше. После поездки в 1864 г. в Париж он опубликовал брошюру «А. Бланше — главный врач Парижского института глухонемых и его система совместного глухонемых и слышаще-говорящих обучения в народных школах : Отчёт дир. С.-Петерб. уч-ща глухонемых Спешнева о командировке его в Париж в 1864 г.». Я.Т. Стешнев перевёл на русский язык работу Александра Бланше «Руководство к обучению глухонемых».

Деятельность А. Бланше по воспитанию и обучению глухонемых в контакте с детьми, не являющимися инвалидами, и их содержание в своих семьях, а не в изолированных интернатах, была признана и поддержана государством. В частности, государственные чиновники положительно оценили экономический эффект такого обучения, связанный с сокращением затрат на финансирование интернатов. А. Бланше был награждён орденом Почётного легиона.

Расширяя методики работы с глухими и глухонемыми, А. Бланше увлёкся разработкой идеи лечения глухоты с помощью музыки. Идеи получили одобрение Медицинской академии, но нередко критиковались медиками. Медики, пользовавшиеся традиционными методиками, недоверчиво и иронично высказывались о А. Бланше с его «теорией звуковых волн и эффектов, вызываемых использованием музыки для развития слуха».

Интересна история присуждения памятной медали в честь Александра Бланше, аналогичной той, что хранится в «Витрине истории инклюзии» человеку, связанному с музыкальной культурой Англии и Италии. Это экземпляр медали из меди с памятной надписью на реверсе в центре круга, обрамленного точечным пунктиром: «AU FRERE F.GAY de JESUS PROFESSEUR A PARIS, 1871». Медаль в красном футляре с синим войлоком преподнесли Фредерику Гаю (младшему) (1810–1878 гг.), который был английским бизнесменом и менеджером и много лет руководил театром, где ставились оперы и балеты в Лондоне. А также был директором Итальянской оперы.

В 1871 г. при талантливом управлении Ф. Гая Королевская итальянская опера вступила в период процветания, который длился до его трагической преждевременной смерти. В это время прибыль Королевской итальянской оперы серьёзно возросла, несмотря на повышение зарплат артистов и другие большие расходы. Вероятно, награду он получил за благотворительность в пользу глухих или же, возможно, за участие в их развитии по методике Александра Бланше, предполагавшей использование музыки в лечении людей с потерей слуха.

Александр Луи Поль Бланше похоронен в семейной часовне кладбища Сен-Ло в Париже.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 124-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Александр-Луи-Поль Бланше (1819–1867 гг.) — отоларинголог, главный хирург Института глухонемых Парижа. В 1843 г. в Париже он получил степень доктора. Бланше завоевал известность не только своими работами по болезням зрения, уха и глухоты, но и практической деятельностью по организации образования не слышащих и слабослышащих людей. А. Бланше был инициатором создания системы совместного обучения глухих со слышащими. Стремясь к популяризации этой своей главной идеи, в 1838 г. А. Бланше издал книгу для учителей народной школы. Она называлась «Руководство для наставника: об обучении глухонемых в народных школах». После смерти отоларинголога многие начинания уничтожили противники его методик. Но они нашли место в истории медицины и отражены в каждом современном учебнике по отоларингологии.

В честь А. Бланше была создана памятная медаль, находящаяся в коллекции «Витрины истории инклюзии». Её создание воплотил известный французский медальер Альфред Боррель (1836–1927 гг.). А. Боррель обучался мастерству с юного возраста. Его первым учителем был отец, а затем известные признанные мастера, такие как Жан Батист Мерлен (1769–1850 гг.). А. Баррель окончил высшую школу искусств и в 1860 г. удостоился второй высшей награды — Римской премии.

На аверсе медали голова А. Бланше в профиль слева и надпись «Александр Бланше». Внизу указано имя медальера Альфреда Борреля. На реверсе две строки надписи: «Общество социального патронажа и помощи в образовании» и «Фонд помощи глухонемым и слепым, основанный в 1849 г. доктором Бланше». Все круговые надписи сделаны на французском языке. Они расположены по окружности, не занимая центральное место реверса, отграниченное от надписей точечным пунктиром. Обрамление свободного места на реверсе, которое оставил А. Боррель, может свидетельствовать о том, что медальером или заказчиком предполагалось использовать памятную медаль и в качестве награды. Вот поэтому место было оставлено для надписи о награждаемом.

Французскому врачу предоставилась возможность за государственный счёт посетить учреждения для глухонемых в Германии, Бельгии для изучения происходящих там процессов. Он обобщил полученные знания в ряде своих трудов и применил их на практике. В 1850 г. А. Бланше опубликовал работу «Глухонемой. Философско-медицинский трактат» об истории ухода за глухими в разных странах и различных подходах к обучению и организации специализированных учреждений. Он систематизировал свои наблюдения о недостатках изолированного обучения людей со снижением и потерей слуха. А также сделал вывод о необходимости изменений в интернатной системе их обучения.

В 1850 г. А. Бланше, следуя своим выводам, на основе полученных наблюдений открыл в Париже отделение для неслышащих в общеобразовательной школе. Здесь для них был особый класс, в то время как слабослышащие или те неслышащие, которые могли говорить, учились вместе с детьми со слухом и речью. Это был один из первых опытов интегративного обучения во Франции. Работа А. Бланше в этом направлении стала общепризнанной и получила широкую известность как во Франции, так и далеко за её пределами.

Методы А. Бланше были известны в России. Действительный статский советник, директор Петербургского училища глухонемых Яков Тимофеевич Спешнев (1820–1865 гг.) изучал систему Александра Бланше. После поездки в 1864 г. в Париж он опубликовал брошюру «А. Бланше — главный врач Парижского института глухонемых и его система совместного глухонемых и слышаще-говорящих обучения в народных школах : Отчёт дир. С.-Петерб. уч-ща глухонемых Спешнева о командировке его в Париж в 1864 г.». Я.Т. Стешнев перевёл на русский язык работу Александра Бланше «Руководство к обучению глухонемых».

Деятельность А. Бланше по воспитанию и обучению глухонемых в контакте с детьми, не являющимися инвалидами, и их содержание в своих семьях, а не в изолированных интернатах, была признана и поддержана государством. В частности, государственные чиновники положительно оценили экономический эффект такого обучения, связанный с сокращением затрат на финансирование интернатов. А. Бланше был награждён орденом Почётного легиона.

Расширяя методики работы с глухими и глухонемыми, А. Бланше увлёкся разработкой идеи лечения глухоты с помощью музыки. Идеи получили одобрение Медицинской академии, но нередко критиковались медиками. Медики, пользовавшиеся традиционными методиками, недоверчиво и иронично высказывались о А. Бланше с его «теорией звуковых волн и эффектов, вызываемых использованием музыки для развития слуха».

Интересна история присуждения памятной медали в честь Александра Бланше, аналогичной той, что хранится в «Витрине истории инклюзии» человеку, связанному с музыкальной культурой Англии и Италии. Это экземпляр медали из меди с памятной надписью на реверсе в центре круга, обрамленного точечным пунктиром: «AU FRERE F.GAY de JESUS PROFESSEUR A PARIS, 1871». Медаль в красном футляре с синим войлоком преподнесли Фредерику Гаю (младшему) (1810–1878 гг.), который был английским бизнесменом и менеджером и много лет руководил театром, где ставились оперы и балеты в Лондоне. А также был директором Итальянской оперы.

В 1871 г. при талантливом управлении Ф. Гая Королевская итальянская опера вступила в период процветания, который длился до его трагической преждевременной смерти. В это время прибыль Королевской итальянской оперы серьёзно возросла, несмотря на повышение зарплат артистов и другие большие расходы. Вероятно, награду он получил за благотворительность в пользу глухих или же, возможно, за участие в их развитии по методике Александра Бланше, предполагавшей использование музыки в лечении людей с потерей слуха.

Александр Луи Поль Бланше похоронен в семейной часовне кладбища Сен-Ло в Париже.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 124-3
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: