Гравюра из труда «Атлас анатомии человека и оперативной медицины»

Франция1831 г.

Гравюра происходит из «Атласа анатомии человека и оперативной медицины» французского врача Жан-Батиста Марка Буржери. На момент публикации монументальный труд Буржери являлся самым подробным и полным в области анатомии. Между 1831 и 1854 гг. было выпущено 8 томов. К счастью, за 20 лет автору удалось завершить свой труд. Работа охватывала всю область анатомии, начиная с хирургической и заканчивая эмбриологией и микроскопической анатомией. Иллюстрировал атлас Николя Анри Жакоб, ученик известного художника Жака Луи Давида. Иллюстрации в технике литографии были раскрашены от руки.

Наша гравюра выполнена для VI тома, посвящённого техники ампутации. Этот раздел в хирургии, вероятно, был близок самому Буржери, ведь у него был опыт работы санитарным врачом на медеплавильном заводе. Можно предположить, что с производственными травмами он сталкивался лично. Заметим, что в гравюре он предлагает варианты протезирования. Врача заботит не только сама процедура проведения операции, но и дальнейшая реабилитация пациента.

Выпустив свой медицинский труд в публичное пространство, Буржери спровоцировал интерес к нему не только со стороны врачей, но и обычной публики. Широкая известность подобного труда порождает и этические проблемы. Неоднократно анатомические атласы становились участниками публичных скандалов. Первое, что всегда волновало читателей, — это происхождение моделей, да и сами изображения изрядно фраппировали. Например, выход атласа по акушерству Джорджа Спратта породил слухи, что не все модели умерли своей смертью. Более того, рисунки балансировали на грани порнографии. Ну а самым спорным до нашего времени остаётся анатомический атлас Эдуарда Пернкопфа — нациста, который использовал для визуализации своего труда тела умерших в концлагерях.

В таком контексте Буржери старался пригасить эмоциональную реакцию читателей. Идеально сложенные тела мужчин и женщин с идеальной кожей, отсутствие крови и эмоций, даже аккуратно уложенные волосы максимально абстрагируют моделей и порождают образы скорее античных фигур, чем реальных людей. Не смотря на реалистичность и детальность изображений, Буржери и Жакоб остаются приверженцами научного видения, не скатываясь в эпатаж.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9662-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке:

Гравюра происходит из «Атласа анатомии человека и оперативной медицины» французского врача Жан-Батиста Марка Буржери. На момент публикации монументальный труд Буржери являлся самым подробным и полным в области анатомии. Между 1831 и 1854 гг. было выпущено 8 томов. К счастью, за 20 лет автору удалось завершить свой труд. Работа охватывала всю область анатомии, начиная с хирургической и заканчивая эмбриологией и микроскопической анатомией. Иллюстрировал атлас Николя Анри Жакоб, ученик известного художника Жака Луи Давида. Иллюстрации в технике литографии были раскрашены от руки.

Наша гравюра выполнена для VI тома, посвящённого техники ампутации. Этот раздел в хирургии, вероятно, был близок самому Буржери, ведь у него был опыт работы санитарным врачом на медеплавильном заводе. Можно предположить, что с производственными травмами он сталкивался лично. Заметим, что в гравюре он предлагает варианты протезирования. Врача заботит не только сама процедура проведения операции, но и дальнейшая реабилитация пациента.

Выпустив свой медицинский труд в публичное пространство, Буржери спровоцировал интерес к нему не только со стороны врачей, но и обычной публики. Широкая известность подобного труда порождает и этические проблемы. Неоднократно анатомические атласы становились участниками публичных скандалов. Первое, что всегда волновало читателей, — это происхождение моделей, да и сами изображения изрядно фраппировали. Например, выход атласа по акушерству Джорджа Спратта породил слухи, что не все модели умерли своей смертью. Более того, рисунки балансировали на грани порнографии. Ну а самым спорным до нашего времени остаётся анатомический атлас Эдуарда Пернкопфа — нациста, который использовал для визуализации своего труда тела умерших в концлагерях.

В таком контексте Буржери старался пригасить эмоциональную реакцию читателей. Идеально сложенные тела мужчин и женщин с идеальной кожей, отсутствие крови и эмоций, даже аккуратно уложенные волосы максимально абстрагируют моделей и порождают образы скорее античных фигур, чем реальных людей. Не смотря на реалистичность и детальность изображений, Буржери и Жакоб остаются приверженцами научного видения, не скатываясь в эпатаж.

УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР: 9662-2
Аудио с историческим описанием: Аудио с тифлокомментарием:
Видео на русском жестовом языке: